Музыкальное продвижение: Дмитрий Кондратьев, продюсер (Москва)

Могут ли сегодня российские музыканты с хорошим авторским материалом добиться успеха без участия в проектах, рассчитанных на массового зрителя? Информационное агентство Rustempo решило опросить на эту тему не только самих музыкантов, но и специалистов арт-индустрии России

Музыкальное продвижение: Дмитрий Кондратьев, продюсер (Москва)
© RusTempo.ru

На вопросы ИА Rustempo отвечает музыкальный менеджер рок-группы Septem Voices, рэп-группы DeadSilence, продюсер музыкального проекта Loc-Dog, издатель музыкального портала Indarnb, генеральный директор музыкальной лаборатории RAIDA Дмитрий Кондратьев (Москва):

- Может ли сегодня российский музыкальный исполнитель или группа с авторским материалом добиться успеха без участия в популярных телевизионных шоу? 

- Десять лет я занимаюсь продвижением музыкантов различных жанров от концертов «во дворе» до шумных рейвов на 3000 человек, и могу обосновано сказать, что участие в телешоу для настоящего артиста не обязательно, более того, порою бессмысленно и вредно. 

Сделаю лишь малую оговорку по жанрам: дело в том, что сфера моих интересов - это рок и хип-хоп (рэп), в симбиозе этих направлений с популярной музыкой и я работаю с технологиями продвижения без традиционных масс медиа именно в этих жанрах. Для поп-проектов в которых авторский материал делается не артистами, а командой профессиональных менеджеров, и исключать пользу участия таких проектов в шоу вроде «Голос» не следует.

Телешоу недоступно для артистов большинства музыкальных жанров по формату, так как целевая аудитория таких артистов не совпадает с ЦА телевизионного шоу (35+ лет).  Возраст поклонников поп/хип-хоп-артиста Егора Крида 10+; возраст концертной аудитории большинства популярных российских рэперов, как и молодых рок-команд - 15-25 лет.

Участие в телешоу дает большую известность у взрослых людей 35+ лет и позволяет увеличивать стоимость гонорара артиста, а также открывает возможности выступлений перед такой аудиторией в хороших ночных клубах и на корпоративах.  

Чаще всего профессиональные и восхваленные артисты, резиденты телешоу, не могут собрать концертный клуб на 400+ человек. Я знаю много примеров короткого успеха звезд телешоу: братья Поздняковы, Буша Гоман, - эти музыканты ярко заявили о себе на телешоу «Голос», но не закрепились в пуле артистов Первого канала и очень быстро потеряли спрос. Исключение из правила - Наргиз Закирова, - лишь подтверждает бесполезность телешоу для артистов с авторской музыкой. Тут же вспоминается победитель нескольких сезонов Второго канала Алексей Чумаков, который обласкан эфирами на телевидении, хвалебными речами экспертов и вниманием зрителей этой программы, но не имеет успеха со своим авторским материалом. Мои знакомые не могут вспомнить ни одной песни этого артиста.

Тем не менее, участие в телешоу полезно для любого артиста, я рекомендую участвовать в кастингах, чтобы себя показывать и других смотреть, а также получать полезную долю адреналина, переживать творческий стресс и выходить на новый уровень развития. Благодаря участию в различного рода проектах у вас появляется шанс расширить свою аудиторию и показать себя совершенно особой категории слушателей, состоятельным и влиятельным господам, способным помочь вашей карьере и вашему музыкальному бизнесу. 

Недавно я услышал интересную историю от старшей официантки нашего концертного клуба "Вольта", которая рассказала, как на одном из концертов Наргиз в клубе ВИП-гость попросил ее передать выступающий певице 200 тыс.руб за исполнение песни на заказ, - Наргиз отказала, и тогда мужчина добавил еще 300 тыс. рублей, но не получил согласия и на этот раз... Гость нашего клуба извинился, что у него больше нет наличных при себе, и пообещал перевести на счет Наргиз еще 500 тысяч рублей безналом.  Вот такие люди попадаются на пути каждого большого артиста, и как с ними взаимодействовать - ваше личное дело. Наргиз денег не взяла, а официантка посоветовала купить гостю сразу концерт, он клубу обошелся дешевле.

Мои суждения относятся и к ротации видеоклипов на российских музыкальных телеканалах, которые практически не способны «создать звезду», но вполне годятся для дополнения качественного продвижения и позиционирования музыканта/артиста.

В качестве иллюстрации успешного роста проекта без радио и телевидения прошу ознакомиться с кейсами от музыкальной лаборатории RAIDA, где можно отследить путь развития отдельного проекта и оценить масштабы успеха без помощи телешоу: 

Группа Loc-Dog:
Рейтинг самых популярных рэперов России - Hip Hop Top 222: http://toprap.ru

- Почему трудно договориться о ротации музыкального материала с радиостанциями? 

- Неужели так трудно договориться? Я думаю, что договориться с радиостанциями всегда не трудно, но при этом необходимо помнить о том, что вы договариваетесь, а не навязываете свой контент.

 У каждой радиостанции есть концепция своего позиционирования, есть человек, или группа людей, отслеживающих соблюдение определенного имиджа, и есть костяк аудитории с понятными параметрами, типа: автолюбители 25+, среднего достатка, работающие, предпочитающие классический секс после работы и пятничные посиделки с друзьями в пабе средней руки…
У людей, к которым вы обращаетесь с просьбой о размещении трека уже есть свое представление об идеальном мире, и вы можете им соответствовать со своей музыкой, а можете остаться не понятыми.

Трудно договориться не с радиостанциями, обычно трудно пересечь свои представления о хорошем с представлениями других людей. При этом никто не говорит, что вы должны подстраиваться и прогибаться под чьи-то требования, скорее вас предостерегают не лезь «со своим уставом в чужой монастырь».
Возможно, подоплекой вопроса являются деньги, которые вымогают у музыкантов за 5 минут славы? Я склонен предполагать, что у бизнесменов шоу-бизнеса всего две идеи: 

* как заработать деньги?
* как привлечь аудиторию, чтобы с ее помощью заработать деньги?

Если вы тоже занимаетесь шоу-бизнесом, то без труда сможете подсчитать выгоду от платного размещения своих треков на радио, это не сложно.

Средняя стоимость размещения трека на федеральном радиоканале - 20 тыс. у.е. в месяц, для достижения видимого результата вам необходимо продержаться в горячей ротации 2-3 месяца и получить поддержку слушателей:
- чтобы остаться в чартах максимально долго,
- чтобы претендовать на спрос на других радиостанциях,
- чтобы иметь шанс номинироваться на премию,
- чтобы продажи (digital) ваших треков в электронном виде росли и т. д.  

Что вы получаете взамен своих усилий и вложений?

Ваш трек становится хитом не только ротаций (симпатий слушателей), но и лидером продаж на iTunes, Google play и пр. и вы имеете около 2-х миллионов рублей в год, на протяжении 2-2,5 лет.
Вас замечают слушатели, профессионалы и коллеги по цеху.
Вы обретаете звездный статус и уверенность в своих силах.
Вы навсегда вписываете свое имя в книгу российского шоу-бизнеса.
Вы можете получить суперприз - любовь аудитории, которую без труда конвертируете в рубли за билеты на ваши концерты.

Все описанное выше имеет смысл, если вы уверены в своем творении, если вы выложились на полную, если тестировали свой трек и убедились, что «он заходит», если вы рассчитали свой бизнес и сумели убедить партнера сделать необходимые вложения.
Естественно, правильнее и дешевле проверить свои гипотезы в интернете, прежде чем платить десятки тысяч долларов российскому шоу-бизнесу.

- Как найти хорошего менеджера? 

- Чтобы найти хорошего менеджера, нужно найти лидера своего проекта и горе вам, если окажется что этот лидер - не вы!

Я думаю, что вопрос подразумевал ответ в стиле: нужно дать объявление на сайт…, но хороший менеджер обычно находит своих клиентов сам, он тщательно отслеживает свой сегмент рынка и готовит почву для вашего предложения. Хороший менеджер знает вас, и вы должны знать его. Хороший менеджер раскрывается только с хорошим клиентом.

Найдите в себе лидера своего проекта, в вас тут же проснется хороший менеджер, и вы поймете, что лучший менеджер - это вы, но у вас еще лучше получается заниматься творчеством, это ваше призвание, ваша потребность. и поэтому вам нужно делегировать функции «хорошего менеджера» другому человеку, не такому «хорошему» как вы, но профессионального, готового тратить свое время на ваши дела и у которого слова не расходятся с делом.

- Какие интернет-ресурсы стоит задействовать для продвижения собственного творчества?

- В каждом случае интернет ресурсы подбираются индивидуально под целевую аудиторию вашего музыкального проекта. Всякий музыкальный проект должны поддерживать информационные и бизнес-партнеры, актуальные для ЦА рекламные площадки, активные поклонники - фанаты, профессиональные менеджеры и коллеги.

Я не могу рекомендовать только интернет-ресурсы для качественного продвижения, но могу утверждать, что рост популярности артиста неизбежно отображается в интернете на следующих ресурсах (в порядке убывания приоритета):

* поисковые запросы имени проекта в Яндекс и Google (динамика по месяцам)
* группа и личная страница ВКонтакте, подписчики, кол-во треков и видео в копиях
* подписчики аккаунта в Инстаграм
* подписчики и просмотры канала на Youtube
* подписчики  и «нравится» корпоративной страницы на Фэйсбук
* подписчики аккаунта Твиттер

Именно по этим параметрам я измеряю популярность 300 рэперов в России с 2011 года, и только после изучения этих показателей иду дальше к изучению промо-активности и концертной деятельности интересующих меня артистов.

Не существует единственно правильного пути для роста музыкального проекта, путь к совершенствованию должен состоять из проб и ошибок, и таким он и бывает обычно. Я могу лишь приводить примеры успеха из своей практики или из исследованных проектов. 

Группа «Мияги и Эндшпиль» ничего не говорит большинству любителей музыки, но эти рэперы за восемь месяцев совершили качественный скачок  с «0» к концертам в тысячных залах. Неоценимую помощь этой паре рэперов оказали ранее такие бесполезные паблики и группы ВКонтакте, возможности которых неимоверно возросли в 2016 году.  Стоит договориться (оплатить) с крупнейшей группой #NR о ежедневных публикациях, и спустя 2-3 месяца ваш материал подхватят все остальные ресурсы интернета, и вот вы уже даете концерты на лучших площадках страны.
Кто-то скажет, что парням из «Мияги и Эндшпиль» повезло и они делают хорошую музыку, поэтому к ним пришел успех, но я отслеживаю технологии шоу-бизнеса и утверждаю, что это случай технологичного шоу-бизнеса, впрочем, с неинтересной музыкой никакой паблик не поможет.

Не так уж и много отличий между платными ротациями на радио и ежедневными платными постами в пабликах с многотысячной посещаемостью, разве что размер бюджета). Не платите за одиночный выстрел - пост, купите победную серию и это даст нужный результат.  Даже если у вас нет денег, но вы Артист с большой буквы, мы можете торговать своим будущим успехом, я знаю крупный паблик (https://vk.com/rhymes), который оказывает информационную поддержку за будущие доходы от концертов артистов и это тоже работает. Владельцы крупнейших музыкальных информационных каналов идут на сделки с растущими артистами и оказывают им качественную поддержку в обмен на выручку от продажи билетов на концерт.

В 2015 году группы ВКонтакте не имели такого веса и не давали такой пользы, но в 2016 - 2017 годах нужно использовать эти актуальные инструменты, в 2018 году наступит другой тренд.

Когда я продвигал свой музыкальный проект Loc-Dog до Топ 3 российского хип-хоп рынка?

Я, как и большинство новичков, не понимал - какие ресурсы задействовать, и частично эту проблему решил музыкальный жанр проекта, который не имел ни малейших шансов на ротации радио или ТВ, в остальном пришлось пробовать и искать эффективные инструменты коммуникации с аудиторией, и среди них были: 

редкие интервью на ТВ;
частые интервью интернет ресурсам; 
посещения институтов и выступления на КВН и пр.; 
автограф-сессии; 
флешмобы;
и, самое большое, на что я рассчитывал и с чего получил отдачу, - это множество видеорепортажей с живых выступлений.

Для коммуникаций я выбрал самый эффективный на тот период инструмент - трендовый музыкальный портал, который я просто купил, перефразируя это означает, что портал стал заниматься промотированием проекта за часть доходов от будущих концертов. Большинство других игроков рынка не проявляли никакого желания помогать и прошло 10 месяцев, прежде чем нас стали публиковать везде. Большую роль сыграла группа артиста ВКонтакте, которая состояла из 15 тыс. подписчиков в начале и уже через год насчитывала 120 тыс. поклонников.

Отдельное место в продвижении музыкантов занимают концерты.

Если у начинающего музыканта выстраивается гастрольный тур, профессиональные менеджеры рынка тут же начинают изучать нового игрока и вписывают его имя в «свои контакты».

Российские музыканты и их менеджеры зарабатывают в основном на концертах, и чтобы их было много и гонорар вас устраивал, необходимо позаботиться о продаже билетов. С развитием интернета и особенно социальных сетей расклейка афиш по городу стала анахронизмом, теперь есть более удобные и эффективные методы нахождения целевых потребителей билетов на ваши концерты, их разогрев и осуществление прямых продаж можно делать, не вставая с места. 

Социальный медиа маркетинг (SMM) предлагают много кампаний, типа SMM Lemon, Утка-раскрутка и пр., они приводят в пример кейсы раскрутки концертов известных артистов, но на поверку их видение рынка слишком однобоко, и после нескольких неудачных кампаний мне пришлось самому изучать инструменты SMM, практиковаться, ошибаться и идти к реальным результатам продаж. Мы сами организовали SMM агентство, которым руководит лидер рок-группы Septem Voices, это агентство разгоняет продажи для московского концертного клуба Volta, поп-артистов лейбла Вельвет Мьюзик, артистов музыкальной лаборатории RAIDA. Я приглашаю всех смотреть ежедневные трансляции ВКонтакте, где я рассказываю о таких кейсах в реальном времени.

Подытоживая, хочу заметить, что не так важно - какие вы используете ресурсы в интернете, - важнее то, что вы предлагаете ликвидный контент тем, кому он действительно нужен. Если вам понятен и близок тип моего мышления, вы можете прочитать много статей о музыкальном бизнесе в моем блоге или смотреть видеокурсы на Youtube.