Музыкальное продвижение: Shoo

Могут ли сегодня российские музыканты с хорошим авторским материалом добиться успеха без участия в проектах, рассчитанных на массового зрителя? Информационное агентство Rustempo решило опросить на эту тему самих музыкантов

Музыкальное продвижение: Shoo
© Shoo

На вопросы ИА Rustempo отвечает певица, фронтвумен absolute soul группы Shoo Шуня Балашова:

- Может ли сегодня российский музыкальный исполнитель или группа с авторским материалом добиться успеха без участия в популярных телевизионных шоу?

- Телевизионные шоу, конечно, - это очень мощный и важный инструмент пиара, развития. Но нужно понимать, что хотя аудитория у этих проектов огромная, это, в основном, массовый слушатель. И такие попытки - это некий выстрел в воздух, на удачу. Безусловно, радиус поражения при выступлении на популярном шоу огромный, поэтому и вероятность найти своего слушателя среди этих людей возрастает. Однако это, конечно, не концентрированная целевая аудитория для людей, играющих интересный, самобытный авторский материал. Так что я не считаю, что это панацея для молодой группы с авторским материалом. Но такая группа, в любом случае, должна работать много и креативно, проявлять какие-то необычные, нестандартные ходы мышления, для того, чтобы эту музыку как-то необычно пристроить. Я категорически против распространенного мнения, что, дескать, те, кому надо, сами к нам придут: мол, мы совершаем невероятное какое-то таинство создания музыки - и тот, кто способен это оценить, к нам потянется. Это не так: быть музыкантом и быть успешным музыкантом - разные вещи. Успешный музыкант должен уметь своей музыкой заинтересовать, находить те ситуации, те места, где эта музыка будет уместна, где эта музыка прозвучит в тему и будет наиболее выгодно цеплять народ. Если возвращаться к вопросу телевизионных шоу, я считаю, что участие в них будет максимально полезным для тех, кто и без того действует, дает концерты, ведет активную исполнительскую практику. Но телешоу не сделает всю работу за вас - это всего лишь инструмент, реклама вашего творчества. Наверняка тот, кто следит за большими музыкальными телепроектами, отмечал, что есть ребята, которые получали и призовые места, и даже становились победителями того или иного сезона шоу, но через несколько месяцев они практически полностью пропадали и с экранов - и вообще о них никто уже толком даже не вспоминал. И, напротив, такие ребята, как Антон Беляев или Алена Тойминцева из первых сезонов шоу «Голос», дошли только до первых начальных испытаний, и, тем не менее, им это участие в шоу дало огромный толчок. То есть этим инструментом, так же, как и любыми другими, нужно уметь пользоваться. И, что самое главное, не думайте, что за вас все сделают рейтинги передачи. За вас все сделаете вы. Телешоу - лишь один из способов добиться увеличения своей аудитории, но никак не панацея, и никак не единственный реальный способ прославиться.

- Почему трудно договориться о ротации музыкального материала с радиостанциями?

- Не знаю, насколько я имею право говорить об этом: на FM-волнах нет ни одной нашей песни в ротации. Но я предполагаю, что в сознании массового слушателя существует некое ощущение застоя: новый музыкальный материал, появляющийся у звезд эстрады на большой сцене, катастрофически однообразен. И это происходит, как мне кажется, по той причине, что крупные продюсеры, продюсерские центры и авторы музыки для поп-звезд действуют по какой-то готовой схеме, которая, по их мнению, уже сработала - и они не хотят рисковать на этом поприще. Не желают даже хотя бы немного отступать от уже давным-давно сложившейся формулы успеха этих однообразных песен. И все новое, что происходит у нас на эстрадной сцене, это даже не хорошо забытое старое - это вообще еще не забытое старое. Все песни - примерно с одинаковым саундом, все голоса похожи друг на друга. Поэтому как только на большую сцену чудом прорывается какой-то мало-мальски необычный артист, например, "Время и Стекло", - более-менее думающая молодежь сразу цепляется за такого артиста и начинает считать, что это, наконец-то, глоток свежего воздуха. Но, если, например, певице Елке удалось уйти от поп-сцены в плохом смысле - к очень интересному, необычному и, главное, самобытному звуку, - то у очень многих артистов, начинавших довольно интересно и необычно, наоборот, произошел в музыкальном плане регресс. Может быть, в финансовом плане это для них и прогресс, но свою линию нового звука, новой музыки они провести не смогли и вернулись на ту протоптанную в нашей эстраде тропиночку, которую у нас любят называть словом «формат». Редакторы крупных FM-станций просто не желают рисковать, ставить в эфир спорный, неизвестный материал – и получается замкнутый круг. То есть на радиостанцию берут тех, кто уже есть на других радиостанциях. А на другие радиостанции берут тех, кто есть на других радиостанциях. Это как знаменитая шутка про то, что когда ты устраиваешься на работу, нужен опыт, а если на всех работах нужен опыт, то где его взять… Тем не менее, я оптимист, и мне кажется, что уже вижу свет в конце тоннеля. Мне кажется, что сейчас время новой музыки, и такие звезды, как Manizha, как Ваня Дорн, как даже группа «Меджикул», звучат очень необычно. Это такой современный cоул- и фанковый материал, очень не похожий на то, что в основной массе делается на нашей эстраде. Но они звучат в ротации нескольких радиостанций, в том числе, на одной из самых интеллектуальных – «Серебряный дождь». В общем, я вижу свет и надеюсь, что он прольется на остальные медиаволны - и все-таки вскоре все будет окей.

- Как найти хорошего менеджера?

- Вопрос очень насущный и сложный. Тут мне кажется, какой-то определенной истории успеха нет. Я могу просто поделиться личным опытом. У меня есть своя группа 6 лет и в течение всего этого времени мы перепробовали, наверное, практически все способы работы на разных условиях с менеджерами. Могу сказать, что, как это ни странно, но в нашей сфере главенствующую роль играет даже не профессионализм - все заостряется на личностных качествах. Нужно найти человека, которому вы сможете доверять так же, как и себе. Он должен быть заинтересован в современной культуре, знать ее, разбираться в ней. Может быть, вообще помешан на искусстве… Конечно же, важен и вопрос выгоды - к сожалению, как бы нам ни хотелось верить в мечту, команду и идею, если вы хотите, чтобы человек отдавался работе, он должен быть в ней заинтересован финансово, а не только идейно. Человек должен видеть возможность, так сказать, карьерного роста - что вы даете ему все больше задач, но и все больше свободы, что он может развиваться в работе с вами. Поищите его среди старых знакомых – лучше этого, в принципе, ничего нет. Среди людей, с которыми вы уже вели раньше какие-то дела, с которыми было приятно работать, которые вас не обманули. И - будьте мудрыми в работе с менеджерами. Почему? Потому что, во-первых, не все знают, что вы хотите - нужно обязательно уметь это объяснить. Во-вторых, хороших менеджеров делают ситуации: человек становится хорошим менеджером только через опыт, как и везде. До тех пор, пока он не попробует решить три тысячи и одну задачу, он не будет знать все возможные варианты. Не спешите сразу гнать человека, который что-то сделал не так. Дайте ему второй и даже третий шанс - если это был не самый серьезный крупный проступок, который нельзя простить. Не ругайтесь с менеджерами по мелочам, потому что этот человек, может быть, через несколько лет, узнав все грани работы на этом поприще, сможет стать для вас идеальным менеджером. То есть вы, по сути, вырастите собственного прекрасного, идеально подходящего вам сотрудника, который станет вашей правой рукой, доверенным лицом и будет помогать вам всегда. Ценнее этого, на самом деле, нет ничего.

- Какие интернет-ресурсы стоит задействовать для продвижения собственного творчества?

- В наше время для продвижения действительно можно и нужно использовать интернет-ресурсы. Это во многом упрощает задачу, дает дорогу людям, у которых нет возможности действовать по каким-то более сложным схемам. По сути, каждый человек может донести до общественности какую-то свою идею. Что касается конкретных интернет-ресурсов… Мне кажется, сейчас для молодых групп и начинающих коллективов нет ничего страшнее мысли о том, чтобы бесплатно положить свой альбом ВКонтакте. Мол, это как же так, мы так трудились, записывали альбом - и что же теперь?! Безусловно, всегда обидно, когда ваше творчество, ваша работа обесценивается. Тем не менее, нужно посмотреть правде в глаза: ВКонтакте это одна из самых мощных площадок, и если вашего трека там нет, то многие люди будут думать, что вас в принципе не существует на этой земле. Поэтому гоните эти мысли прочь - и выкладывайте в ВК свои треки. Когда дойдете до высот Дианы Арбениной, БГ или Мумий Тролля, сможете позволить себе сделать так, чтобы ваш альбом можно было купить только за деньги... Потом, безусловно, нужен YouTube, хотя мне кажется, что его эра немножко уходит в прошлое. Наступает эра Instagram, и тут уже есть свои плоды: так же Manizha, которую я уже упоминала в предыдущих своих ответах, - яркий пример, как можно прославиться через Instagram именно музыканту. И - очень важный момент - делайте нестандартный контент, это очень привлекает! Ведь в Instagram очень много однотипных постов, и поэтому люди сейчас хорошо реагируют на что-то новое, необычное. Кроме того, не надо забывать, что поиск в гугл до сих пор остается одним из самых активных инструментов любого поиска, чего бы то ни было. Поэтому наводните собой интернет - все интернет-ресурсы, все средства хороши! Если вы начинающий бэнд, то раскидывайте информацию о себе, аки зернышки цветов. Чтобы потом все это взошло, и ваше имя сияло, как рожь, во всех уголках земли. Если человек набирает в гугле название вашей группы, то это название должно выскакивать там как минимум на 50 страницах. Наводните собой интернет, выкладывайтесь везде, где только возможно. Заполняйте формы на сайтах музыкантов - даже если вам кажется, что этот сайт начинающий и из-за него ничего не произойдет… Запомните одну мудрость: никто не знает кто где будет через год. Мы с моей группой сто раз с этим сталкивались - работает в 90% случаев. Потратьте время, опубликуйтесь, и с большой вероятностью этот портал вскоре станет популярным… И, конечно, ведите соцсети. Люди любят видеть настоящее. Выкладывайте видео с репетиций, будьте настоящими, показывайте, что вы любите свое дело - и люди будут вам за это благодарны!