НОСТРОЙ назначает операторов

Национальное Объединений Строителей постепенно определяется с количеством саморегулируемых организаций, получивших статус Оператора Национального реестра специалистов в области строительства (НРС)

НОСТРОЙ назначает операторов
© PLP

Напомним, что с 1 июля 2017 года все компании, состоящие в саморегулируемых организациях (СРО) или претендующие на членство в них, должны иметь минимум двух специалистов, данные о которых включены в Национальный реестр (общий перечень главных инженеров, которые отвечают за организацию строительного производства).

Уполномоченные операторы будут осуществлять предварительную проверку документов и отправлять их в НОСТРОЙ для включения в реестр.
По мнению экспертов, эта мера должна помочь реформе саморегулирования в борьбе с коммерцией в СРО, а также в избавлении строительного рынка от недобросовестных компаний.
На сегодняшний день статусом операторов Национального реестра наделены 129 саморегулируемых организаций из всех федеральных округов, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

В Северной столице статус операторов НРС получили 11 из 28 зарегистрированных саморегулируемых организаций. Среди них – Ассоциация СРО «Центр развития строительства» (ОНП Главсоюз).
Мы попросили Председателя Ассоциации Алексея Пышкина прокомментировать идею создания Национального реестра.

- Законодательная инициатива по созданию НРС очень важна, поскольку она преследует целью наведение порядка на строительном рынке, предполагается, в частности, его избавление от многочисленных сомнительных компаний, торгующих допусками. Я думаю, эта инициатива будет успешной, и в результате мы получим гораздо более прозрачные механизмы работы на строительном рынке.
Кроме того, появление НРС, безусловно, поднимет престиж не только самих специалистов, но и строительных вузов, что в нынешней ситуации с кадрами в отрасли, считаю жизненно важным фактором.
Позитивный момент я вижу и в том, что компенсационные фонды будут храниться на специальных, защищенных счетах уполномоченных банков.

- В Петербурге сегодня 11 операторов НРС. Не много ли это для города? Может, было бы достаточно одной-двух организаций?

- Сокращение до одной-двух СРО на город будет способствовать монополизации их полномочий на рынке. Это приведет к большой зависимости строительных компаний от СРО, и последние, как показывает практика (в том числе и в любой другой сфере общественных отношений), просто начнут диктовать свои правила. Для рынка в этом ничего хорошего нет, поскольку в этом случае СРО будут не заинтересованы выполнять какие-то серьезные задачи.

- Достаточно ли удаления с рынка сомнительных СРО для решения большинства проблем качества в строительстве?

- Конечно, нет, – это только первые, но очень важные шаги. На мой взгляд, для того чтобы соответствовать целям и задачам саморегулирования, институт СРО должен обладать механизмами не просто общего допуска на рынок, но также – заключений определенных видов контрактов, участия в контроле качества выполнения работ, введении в эксплуатацию и т. д. То есть, необходимо, чтобы СРО в полной мере участвовали в процессе строительства. Если это произойдет, то между строителями и СРО образуется прочная связь, которая создаст предпосылки для развития нормальных отношений на строительном рынке, а это, в свою очередь, только укрепит нашу экономику и государство.

- Сколько, на Ваш взгляд, в России может или должно остаться строительных СРО по окончании реформы саморегулирования?

- Думаю, для нормального функционирования строительной отрасли должно остаться около 120-140 организаций. В Москве и Санкт-Петербурге, где строительный рынок очень активен и представлен большим числом компаний, количество СРО, конечно, должно быть больше, чем в других регионах.

Подготовил Евгений Раи