О неплатежах в строительстве: «Центрюргорстрой»


СОЮЗПЕТРОСТРОЙ от имени строительных компаний России направил президенту РФ письмо о состоянии дел в строительном комплексе страны. В частности, в письме речь идет о неплатежах за выполненные работы, в том числе в сданных в эксплуатацию объектах. "Заказчики задерживают или вовсе не платят генеральным подрядчикам, те - субподрядчикам и далее по цепочке - производителям и поставщикам строительных материалов. В результате происходит массовое банкротство компаний, в первую очередь, малого и среднего бизнеса. По данным статистики, число банкротств среди строительных компаний в 2016 году выросло в 5 раз по сравнению с предыдущим периодом. Нарастает социальное напряжение - тысячи людей не получают заработную плату и остаются без работы"... Какие меры может принять государство (президент) для исправления ситуации? Опрос информационного агентства Rustempo.

О неплатежах в строительстве: «Центрюргорстрой»
© TTL

Комментарии к.ю.н., управляющего партнера «Центрюргорстрой» Юлии Вербицкой.

- В момент кризисных явлений для строительной сферы весьма важна государственная поддержка, то есть наличие крупных заказов со стороны государства. Однако, существующие правила размещения государственного заказа в значительной мере усугубляют кризисную ситуацию.

Это связано вот с чем. В соответствии с законодательством о размещении государственного заказа, право на заключение подрядного договора или контракта на выполнение функций заказчика получает организация, предложившая строительство за минимальные сроки и давшая максимальный процент тендерного снижения.

Однако, начальные сроки строительства и цена работы уже не являются завышенными - для их обоснования используются государственные нормативы. Таким образом, уменьшение сроков - ведет к нарушению технологии производства работ, а уменьшение стоимости - к использованию недостаточных или некачественных материалов, либо к невозможности фактического выполнения данных работ.

Таким образом, договор подписывается на заранее неисполнимых условиях, что приводит к негативным правовым последствиям.

Одним из видов таких последствий - является применение штрафных санкций, размер которых значителен и в ряде случаев исчисляется в процентом отношении от цены контракта. Например, 0,1 % от стоимости работ за каждый день просрочки. Таким образом, от стоимости работ в размере 100 млн долларов штраф в день будет составлять 100 000 долларов! И это вне зависимости от того, какой объем работ Вы уже выполнили и что (и по какой причине) не успели сделать.

Применение такой и подобных мер приводят к судебным разбирательствам и, часто, банкротствам компаний. В этом случае страдает бизнес, компании - субподрядчики, которые не получают ничего и, часто жители непостоянных или не достроенных домов - обманутые дольщики.

Для того, чтобы ситуацию разрешить требуется существенное изменение действующего законодательства о государственных контрактах в строительной сфере.

Одной из важных мер - изменение ценообразования контракта и создание для строителей условий, при которых они, действуя добросовестно и не нарушения производственный процесс смогут осуществить свою работу.

Кроме того, уместной является и применение системы дополнительных гарантий для субподрядчиков, приступивших к исполнению работ, например в части установления их возможности получать денежные средства от государственного заказчика напрямую в случае банкротства или выбытия подрядчика генерального.

Для поддержания крупнейших подрядчиков "на плаву", возможно, требуется предоставление им дополнительных кредитных линий на льготных условиях (ведь строительные контракты в ряде случаев не учитывают рисков изменения курсов валют, а основные материалы и производственные мощности закупаются за рубежом - в Китае, Турции, Германии и пр.).

В случае, если строительная компания банкротится - возможно выкупать ее акции (доли) в пользу государства, что позволяет в ряде случаев сохранить материально-техническую базу. В случае же выявления противоправных действий предыдущего руководства или собственников - расследовать и применять установленные законом меры, в том числе связанные с изъятием принадлежащих им ценностей (такие примеры уже были - НПО "Космос" и его директор Червяков)

Таким образом очевидно, что в кризисный момент роль государства как регулятора строительной отрасли переоценить сложно, поскольку именно государственные гарантии должны поддержать "пошатнувшийся" строительный бизнес.