В 2018 году доступность новостроек в Москве снизилась на 15%

По итогам 2018 года коэффициент доступности столичных новостроек для покупателей снизился на 15%, подсчитали аналитики компании «Метриум», основываясь на опубликованной в марте статистике Росстата по доходам населения. Как показало исследование, средняя квартира в московской новостройке стала менее доступной за прошедший год из-за снижения доходов и быстрого роста цен на первичном рынке жилья

В 2018 году доступность новостроек в Москве снизилась на 15%
© sas.com

Коэффициент доступности новостроек «Метриум» показывает, сколько лет нужно московской семье со средним доходом откладывать на квартиру со средней ценой в новостройке комфорт-класса в «старой» Москве. Для этого соотносится чистый годовой доход семьи со стоимостью такого объекта.

Показатель основан на статистике Росстата о среднедушевых ежемесячных доходах в Москве, а также на прожиточном минимуме трудоспособного жителя столицы, который устанавливается властями города. Предполагается, что семья состоит из двух человек.
По подсчетам аналитиков «Метриум», в конце 2018 года московская семья заработала порядка 1,030 млн рублей (около 61 тыс. рублей в месяц на одного человека) за вычетом прожиточного минимума (порядка 18 тыс. рублей в месяц на члена семьи). Совокупный чистый доход сократился на 4% по сравнению с концом 2017 года (1,074 млн рублей).
При этом средняя стоимость квартиры комфорт-класса в Москве в IV квартале 2018 года, по данным «Метриум», составила 9,67 млн рублей (59,7 кв. м). Это соответствует стандартной двухкомнатной квартире, подходящей для проживания семьи. Между тем, в конце 2017 года практически аналогичное жилье (58,2 кв.м) обошлось бы в 8,77 млн рублей. Таким образом за 2018 год среднее по цене жилье в столичной новостройке подорожало на 10%.
Соответственно, в конце 2018 года коэффициент доступности жилья в Москве составил 9,39, подсчитали аналитики «Метриум». Между тем в конце 2017 года этот показатель достигал 8,17. Таким образом, за прошедший год столичные новостройки массового сегмента стали недоступнее для москвичей на 15%.
Эксперты «Метриум» поясняют: чтобы купить среднюю квартиру в столичной новостройке год назад москвичам понадобилось бы копить 8 лет и 2 месяца. По итогам 2018 года для достижения этой же цели пришлось бы откладывать 9 лет и 5 месяцев, то есть на 1 года и 3 месяца дольше.

«Столь резкое и негативное для покупателей повышение коэффициента произошло по нескольким причинам, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Во-первых, в 2018 году продолжалась стагнация доходов населения. Во-вторых, цены на новостройки в силу рыночных и общеэкономических причин выросли. Это привело к фактическому снижению доступности жилья. Однако этот процесс компенсировали снизившиеся ставки по ипотечным кредитам. Сейчас, когда кредит вновь стал дорожать, с учетом стремительного снижения доступности можно ожидать сокращения спроса на новостройки, если ставки по кредитам достигнут непривлекательных для москвичей пределов». 

Эксперты «Метриум» отмечают, что по уровню доступности сейчас столичные новостройки сравнялись с показателями конца 2014 года, когда произошло резкое падение реальных доходов населения в сочетании с девальвацией рубля. Так, в IV квартале 2014 года семье со средними доходами понадобилось бы копить на квартиру в новостройке около 9 лет и 3 месяцев против нынешних 9 лет и 5 месяцев.

«Метриум» – риелторская и консалтинговая компания, чья деятельность сосредоточена на рынке жилой недвижимости Московского региона. Компания входит в тройку лидеров на первичном рынке жилья по объему продаж. Портфель «Метриум» насчитывает 125 проектов общей площадью 7,6 млн кв.м. (с учетом всех проектов в продаже, а также будущих законтрактованных проектов). Ежемесячно компания реализует в среднем 30 тыс. кв.м, работая с крупнейшими девелоперами жилой недвижимости региона.
В 2018 году компания «Метриум» стала «Лучшим консультантом» по версии международной премии European Property Awards. В 2018, 2017 и 2016 году признана «Риелтором года» по версии престижной премии Urban Awards. В 2016 году – Риелтором №1 (лидер продаж) по итогам голосования премии «Рекорды рынка недвижимости».