Навязанная стоматология? Опрос клиник России: "Клиника Доброго Стоматолога" (Санкт-Петербург)

Cовременная стоматология стоит недешево. Многие полагают, что этот факт тесно связан с навязыванием дополнительных, ненужных услуг врача пациентам. Действительно ли эта проблема существует? Информационное агентство Rustempo проводит на эту тему опрос среди руководителей ведущих стоматологических клиник России.

Навязанная стоматология? Опрос клиник России: "Клиника Доброго Стоматолога" (Санкт-Петербург)
© RusTempo.ru

На вопросы ИА Rustempo отвечает генеральный директор сети "Клиника Доброго Стоматолога"                Эмиль Агаджанян.

- Проблема навязывания дополнительных услуг существует не только в стоматологии и вообще медицине. Она существует везде, где есть продажи услуг. Попробуйте зайти в магазин и купить обувь, чтобы Вам не стали тут же навязывать к ней носки, щетки, средства для ухода и т. д. В парикмахерской обязательно посоветуют купить средство для ухода за волосами, а в магазине компьютерной техники вообще куча всяких дополнительных вещей, «без которых не обойтись». После того, как медицину приравняли к «оказанию услуг», не осталось никаких шансов не получить в придачу все болезни "продажников". Нужно быть очень порядочным человеком и хорошим врачом, к которому и так стоит очередь, чтобы удержаться от соблазна «продать что-нибудь ненужное».

Что касается того, как пациент может найти себе хорошего врача, то этот вопрос остается без ответа уже много десятилетий. Как только много лет назад появился интернет и в нем первый профессиональный стоматологический форум, мы сразу же на нем пытались коллективным разумом разработать некий алгоритм поиска хорошего врача. Целый месяц врачи из разных городов и стран ломали копья в споре, пытаясь предложить различные варианты, и ни один из них не выдержал даже легкой проверки. Ни рекомендации других пациентов, ни других специалистов, ни отзывы в интернете - ничто не является незыблемой истиной, а часто оказывается прямым обманом, рекламой или саморекламой. 

- Может ли пациент каким-либо образом контролировать действия врача-стоматолога и не потерять дополнительные деньги на лечении зубов?

- К сожалению, пациент не является специалистом, и лично контролировать действия врача никак не может. Мало того, даже если он обратится за вторым мнением к другому специалисту, это тоже ни от чего не спасет и не даст гарантий, ибо другой специалист может оказаться таким же «продажником» или даже еще худшим, который постарается охаять план предыдущего доктора, чтобы получить нового «клиента» и навязать свой собственный план, который может оказаться ничем не лучше.
Надо сказать, что очень большое значение имеет и уровень врача. Я всегда говорил о том, что оценить качество работы врача может только врач, который по уровню, как минимум, не хуже того врача, которого он оценивает. Если врач после серьезной частной клиники, в которой ему предложат поменять старые, «отходившие» свой срок пломбы или коронки, попадет на консультацию в бесплатную поликлинику, то в ней вполне может оказаться специалист, которому данные пломбы и коронки покажутся более чем качественными, ибо он и такие сделать не сможет. А может быть, и наоборот.
 
- Существуют ли какие-либо признаки, по которым пациент может определить, что его обманывают?

- Многие пациенты сейчас занимаются самообразованием, шерстят многочисленные форумы, читают статьи по стоматологии, пытаясь разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Иногда это помогает вовремя заметить прямой обман и самые простые виды надувательства. Но зачастую такие пациенты только настраивают против себя врачей, которые жутко не любят «шибко грамотных» пациентов, которые начитались рекламных статей и начинают учить врача, как ему работать.

Так что, к огромному сожалению, выбор врача - нелегкая штука, и ни одного действенного алгоритма такого выбора не существует.