Навязанная стоматология? Опрос клиник России: "Дмитрович и коллеги" (Москва)

Cовременная стоматология стоит недешево. Многие полагают, что этот факт тесно связан с навязыванием дополнительных, ненужных услуг врача пациентам. Действительно ли эта проблема существует? Информационное агентство Rustempo проводит на эту тему опрос среди руководителей ведущих стоматологических клиник России

Навязанная стоматология? Опрос клиник России: "Дмитрович и коллеги" (Москва)
© RusTempo.ru

На вопросы ИА Rustempo отвечает к.м.н., главврач стоматологии "Дмитрович и Коллеги" Дмитрий Дмитрович (Москва):

- Не секрет, что современная стоматология стоит недешево. Многие полагают, что этот факт тесно связан с навязыванием дополнительных, ненужных услуг врача пациентам. Действительно ли эта проблема существует?

- Оценку степени необходимости той или иной услуги нужно давать через призму того, что за последнее десятилетие в стоматологии (как и в других областях медицины) произошел революционный технологический скачок. Появились действительно уникальные методики лечения, позволяющие восстанавливать и сохранять зубы, которым еще 10 лет назад однозначно выносился единственный «приговор» - удаление. Активно развиваются малоинвазивные технологии, лечение с дентальным микроскопом, плазмолифтинг, появляются новые методы диагностики распознавания микроповреждений зубов (в т.ч. скрытого кариеса) еще на ранних стадиях заболевания.
На таком фоне, как ни парадоксально это звучит, в нашем обществе падает авторитет врачей. Люди с одной стороны становятся более информированными, с другой мы можем наблюдать снижение как уровня общей культуры в обществе, так и культуры здоровья среди людей.
Информация, получаемая пациентами, часто носит противоречивый характер, а иногда и вовсе далека от реальности. Практической ценности от такой информации «ноль», но она создает определенный образ врача, как низкоквалифицированного специалиста, главной задачей которого является «раскрутка» пациента на ненужные дорогостоящие процедуры. Такой пациент приходит в кабинет к врачу в полной уверенности, что он точно знает, что и как нужно делать, но просто сам он этого не умеет. И своей задачей видит «научить» врача, как и что тому нужно делать. Отношение к врачу в этом случае достаточно пренебрежительное – как к низшему обслуживающему персоналу.
К сожалению, глубинные корни такого отношения к врачам лежат как в качестве нашей условно бесплатной медицины, так и в снижении общего уровня профессионализма врачей, которому во многом поспособствовали низкие зарплаты в медицине на протяжении многих десятилетий.
Мой совет для таких случаев – пользоваться услугами врачей, которым всецело доверяешь.

- Может ли пациент каким-либо образом контролировать действия врача-стоматолога и не потерять дополнительные деньги на лечении зубов?

- Безусловно, пациент может контролировать свое лечение. Проще и эффективнее всего это делать на основе комплексного плана лечения. Врач, являющийся хорошим, опытным специалистом, всегда предлагает пациенту пройти полную диагностику и составить на ее основе комплексный план лечения с указанием всех его этапов (в т.ч. предварительных), требуемых манипуляций, предварительной стоимости процедур и самое главное – описанием конкретного результата, к которому должны прийти по окончании лечения. И тогда в процессе лечения пациент может отследить его ход, соблюдение сроков и соответствие достигнутого результата тому, что описан в плане. При этом нужно не забывать, что любое согласованное отклонение от плана в ходе лечения (установка дополнительных коронок, использование другого материала и т.п.) может повлиять как на сроки лечения, так и на его финальную стоимость.
Оценка конечного результата – сама по себе проблема. На ее объективность могут влиять самые различные факторы – собственный прошлый опыт, критические субъективные замечания со стороны, противоречивая информация, полученная из различных источников. Например, пациент может иметь успешный опыт установки пломбы в 25 лет, которая продержалась 15 лет, а поставленная в 55 выпала через 2-3 года. Он может сделать вывод, что во втором случае пломба была поставлена некачественно, в то время как любая установленная пломба может вести себя абсолютно по-разному. И не всегда это зависит от профессионализма врача, а связано со многими внешними факторами – возрастом пациента, состоянием зубов, общим состоянием организма, особенностями питания, образом жизни и пр.
Проще всего давать оценку качества лечения в очевидных случаях. Например, вы обговорили с врачом цвет и форму будущей ортопедической конструкции, зафиксировали все это на изображениях и можете затем сравнить конечный результат с тем, что был оговорен. К сожалению, объективно оценить ход лечения (как и его качество), можно далеко не всегда. Зачастую этому мешает «информационный шум» - многочисленные обсуждения в интернете, участие в которых принимают не только профессионалы, но и дилетанты, не имеющие никаких профессиональных знаний, а оперирующие прежде всего эмоциями и собственными оценочными суждениями (в большинстве случаев далеким от реальности). Начитавшись такого, пациент приходит на прием к стоматологу в твердой уверенности, что он точно знает, как именно должна решаться его проблема, какие методики лечения должны применяться в его случае и каков в идеале должен быть конечный результат.
Решение подобной проблемы, как и у предыдущей, аналогичное – доверие пациента к лечащему врачу. Пациент, доверяющий своему врачу, уверен в его компетенции и соответственно – в результате лечения. Он понимает, что каждый должен профессионально заниматься своим делом, а советы в интернете имеют мало общего с реальной врачебной практикой. Поэтому самым действенным способом контроля качества лечения является поиск профессионального и компетентного доктора, которому вы сможете всецело доверить здоровье своих зубов. В этом случает пациент будет уверен, что ему оказывают качественную помощь за адекватную цену.

- Есть ли признаки, по которым пациент может определить, что его обманывают?

Конечно, самый действенный способ избежать обмана – не обращаться к мошенникам в принципе. Поэтому так важно тщательно и ответственно подойти к выбору стоматологической клиники и лечащего врача.
Но, к сожалению, даже тщательный отбор не может на 100% гарантировать отсутствие ошибок.
Пациента должны насторожить следующие моменты:
• клиника и врач под любым предлогом категорически отказываются составлять даже предварительный план лечения с описанием этапов и видов работ и указанием их стоимости;
• пациенту не выдаются акты выполненных работ с расшифровкой после приема;
• в клинике отказываются выдавать эпикризы из медицинской карты, делать выписки или распечатывать информацию о выполненных в течение определенного периода работах;
• одни и те же манипуляции имеют разную стоимость в разные приемы.
Подобные признаки (как и любые другие намеки на закрытость и непрозрачность деятельности) могут косвенно свидетельствовать о возможной финансовой нечистоплотности клиники. Это не всегда отразится на качестве стоматологических услуг, но что вы существенно переплатите за них – это бесспорно. 

Беседовал Евгений Раи