Уловки сомнительных медицинских клиник для развода пациентов на деньги

Известная истина: с жизнью и здоровьем человека никто не шутит. Увы, но «играть» по этому правилу готовы не все, а потому на российском рынке появляется все больше недобросовестных маркетологов и медицинских клиник, которые ради собственной наживы готовы забыть о морали

Уловки сомнительных медицинских клиник для развода пациентов на деньги
© RusTempo.ru

О том, какие «наживки» для клиентов чаще всего используются в медицине, рассказывает Анна Гущина, медицинский маркетолог, PR-специалист, основатель рекламного агентства «Medicalmarketing».

«Фальсификация» цены

Реклама предлагает человеку приемлемую цену за услугу, а в результате выясняется, что в стоимость этой «процедуры» не входит даже осмотр пациента. Например, красочный баннер предлагает консультацию гинеколога за 500 рублей. И женщины спешат в клинику, однако только в процессе выясняется, что в стоимость консультации не включен даже сбор анамнеза (то есть осмотр), а тем более – назначение схемы лечения. С последним у недобросовестных маркетологов особенные отношения. Они либо цену на схему лечения завышают в несколько раз, либо делают на нее низкую цену, но при этом само лечение в клинике обходится пациенту неоправданно дорого.

Гипердиагноз

Врачи ставят своим пациентам «гипердиагнозы», то есть значительно утрируют их проблему со здоровьем. Конечно, человек в этот момент испытывает панику. И, конечно, он готов согласиться на что угодно, лишь бы доктор ему помог. Часто такая недобросовестная стратегия применяется в стоматологических клиниках. После первичного осмотра к пациенту подходит менеджер-консультант, который начинает очень активно предлагать незамедлительное лечение. Человек, не успев все обдумать, поддается натиску. Кредит на лечение, предоплата, рассрочка – вариантов посадить пациента на «крючок» предостаточно.

Пыль в глаза

Интересно, что недобросовестные клиники активно используют инструменты интернет-маркетинга. У них всегда хорошие сайты, правильно поданный контент. Еще подобные медицинские центры вкладывают большие деньги в PR-кампании: они заказывают отзывы у известных блоггеров, раскручивают каналы на YouTube, записывают видеообращения к пациентам. Одним словом, делают все возможное, чтобы привлечь первичных клиентов.
К счастью, в наше время люди становятся более опытными пользователями интернета. Они понимают, что медицинские центры «управляют своей репутацией» и удаляют негативные отзывы пациентов.

Не по назначению

Недобросовестные фармацевтические компании нередко занимаются продвижением конкретного препарата не по показаниям «of label». То есть компания создает препарат, расширяет его показания - и строит на этом агрессивную рекламную кампанию. Цель ясна: продать препарат самой широкой аудитории, чтобы заработать сразу и много. Страдают, прежде всего, люди: они покупают лекарство, которое им, как минимум, не поможет. А как максимум – увеличит риск всевозможных осложнений.
Чаще всего для подобной схемы продвижения фармкомпании обращаются к лидерам мнений. Например, к блогерам, звездам, медийным врачам. Возможно, по итогу компания получит большую прибыль, но при этом нанесет непоправимые репутационные риски своему препарату. Пациенты больше никогда его не купят. Возможно, что они откажутся и от другой продукции компании.

Печальный итог

Недобросовестные клиники заманивают себе пациентов различными способами. Но в конечном счете люди чувствуют себя обманутыми, и в такие центры больше никогда не возвращаются. Потому у них катастрофически низкий NPS (индекс потребительской лояльности) – эти центры не советуют друзьям, родственникам или коллегам. А значит, именно из-за агрессивного маркетинга подобные клиники теряют миллионы, а может быть, и десятки миллионов прибыли.
Недобросовестный маркетинг недолговечен. В медицине репутация – это основа бизнеса, ведь здесь главную роль играет формирование долгосрочных взаимоотношений с клиентами. Вывод очевиден: «мягкие» продажи и выявление истинных потребностей клиента в долгосрочной перспективе принесут гораздо больше пользы компании, нежели агрессивный маркетинг.