Зенит Арена: самое сложное - позади

Компания «Инжтрансстрой-СПб» завершила самый технологически сложный процесс строительства стадиона "Зенит Арена" – перемещение веса стационарной крыши на постоянные опоры и вантовую систему

Зенит Арена: самое сложное - позади
© Инжтрансстрой

На днях впервые на российском стадионе был завершен уникальный строительный процесс – раскружаливание – освобождение временных вспомогательных конструкций. «Парящая» над чашей стадиона крыша является одной из главных концептуальных особенностей проекта. Для реализации смелой архитектурной идеи потребовался ряд уникальных и технически сложных решений, основные из которых – система из вант и стоек.

Крыша весом около 23 тыс. тонн и площадью более 71 тыс. кв. метров поддерживается 40 вантами, натянутыми на 8 пилонов и 56 качающимися стойками, установленными на высшей точке чаши стадиона. Для дополнительной прочности конструкций крыши под ездовыми фермами также установлены 4 железобетонных пилона.

В свою очередь, каждый вант состоит из 72-110 прядей стальной проволоки длинной от 30 до 40 метров. Прядь – это семь оцинкованных проволок с сердечником защищенных смазкой и покрытых дополнительно пластмассовой оболочкой. Общая длина всех прядей для вантовой системы около 100 км.

Сочетание двух несущих систем, вант и стоек, позволяет сохранить стабильность конструкций при различных снеговых и ветровых нагрузках, а также в случае колебаний температуры.

Процесс раскружаливания, включая подготовительный этап, формирование вантовой системы, занял около трех месяцев. Формирование и натяжки вант производились строго в соответствии с утвержденным регламентом.

Непосредственно в процессе раскружаливания было задействовано 56 домкратов по 300 тонн каждый. Процесс осуществлялся силами 70 высококвалифицированных специалистов-монтажников и 20 инженерно-технических работников. Монтаж сопровождался мониторингом конструкций, не выявившим отклонений от нормативных показателей.

При строительстве крыши стадиона были использованы технологии, традиционно применяемые в мостостроении. Подобные технологические циклы (сборка стапеля, надвижка, устройство вантовой системы, переопирание) предусмотрены при возведении вантовых мостов, как уже имеющихся, так и запланированных в Санкт-Петербурге.

Стадион в Санкт-Петербурге будет единственным в России и один из немногих в мире, оснащенных раздвижной кровлей. Ее наличие позволит круглогодично эксплуатировать стадион как в режиме спортивной арены, так и в качестве концертной и выставочной площадки. Температура внутри арены, независимо от погоды, не будет понижаться ниже +7°С. Для создания подобных условий, помимо крыши, стадион с чашей грандиозного объема 5 млн куб.м. будет оснащен мощнейшей инженерной инфраструктурой.

В настоящий момент уже смонтирована большая часть инженерных сетей, фасадного покрытия и витражей арены. В активной фазе – отделка трибун и установка кресел, монтаж лифтов и эскалаторов, инженерных сетей и систем выкатного поля, обустройство зоны первичного контроля доступа и благоустройство стадиона. Основные строительно-монтажные работы на объекте планируется завершить в мае 2016 года, завершение всего строительства состоится до конца 2016 года.

О стадионе
Стадион в западной части Крестовского острова в Санкт-Петербурге – крупнейший строящийся в России (по общей площади), единственный в Восточной Европе и один из пяти в мире, оснащенных одновременно раздвижной крышей и выкатным полем. Общая площадь объекта – более 280 000 кв. м. Количество посадочных мест – 68 000 (вместимость во время театрально-концертных мероприятий – более 77 000). После завершения строительства станет одной из крупнейших концертно-спортивных площадок Восточной Европы и главным стадионом Санкт-Петербурга.

О компании «Инжтрансстрой-СПб»
«Инжиниринговая корпорация «Трансстрой-СПб» («Инжтрансстрой-СПб») - генеральный подрядчик строительства стадиона. Компания реализует полный комплекс строительно-монтажных работ: от подготовки территории, проведения земляных работ и устройства нулевых циклов до сдачи объектов в эксплуатацию. За 8 лет компания выполнила ряд крупных проектов (Морской фасад, реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта "Пулково", причал в Стрельне).