Детский лагерь: в коня ли корм?

Что сегодня собой представляет детский летний лагерь, каковы его отличия от лагерей советского периода? В чем плюсы и минусы? Стоит ли отправлять туда ребенка? Информационное агентство Rustempo провело опрос среди специалистов на эту тему

Детский лагерь: в коня ли корм?
© RusTempo.ru

Генеральный директор петербургского семейного клуба «МалышМаПы» Евгения Воробьева (Санкт-Петербург):

- Детский лагерь был и остается отличной возможностью полезного отдыха для любого ребенка. Разумеется, при условии, что организацией данного вида отдыха занимаются профессионалы с опытом и всей разрешительной документацией.

Сейчас многие ругают советские лагеря, которые, кроме как песни у костра и походы ничего не предлагали. Между тем, большинство из них являлось настоящей школой жизни для многих детей. Самым важным, что получали советские дети в летних лагерях, был навык общежития в хорошем смысле этого слова. Основанный на принципах общего равенства и справедливости, он потом с легкостью переносился в повседневную жизнь, помогая воспитывать в ребенке лучшие человеческие качества. Современные лагеря, конечно, с точки зрения родителей, представляют собой более выгодный вариант, поскольку в большинстве из них делают упор на индивидуальное развитие детей, на обучение их конкретным предметам и даже профессиям. Однако и требования к современным организациям детского досуга сегодня повышенные. Чтобы отдых не превратился для ребенка в кошмар, родителям необходимо заранее четко проконтролировать все моменты, как то: лицензию организации на соответствующую деятельность, уровень преподавателей, качество питания, в том числе отзывы о поставщиках, наличие медперсонала на территории лагеря. Необходимо также заблаговременно обзавестись контактами всех ключевых сотрудников.
Конечно, сегодня существуют и аналоги советских лагерей, в которых дети основную часть времени проводят под присмотром вожатых. В этом случае последние должны быть авторитетом для ребят, иначе они вряд ли заинтересуются костром, пением под гитару, общением с природой и друг с другом, а все время будут ловить покемонов в своих телефонах и планшетах.

В Ленинградской области есть детские лагеря, в которых дети сдают свои мобильные телефоны и другие устройства вожатому и получают их только вечером на определенное время для контактов с родителями и близкими. Для экстренной связи используется телефон вожатого.

Это идеальный вариант, поскольку только таким образом дети учатся живому общению, понимают, что большинство вопросов можно решать без современной техники, они учатся слушать и говорить, и потом в обычной жизни относятся к различным гаджетам более спокойно, чем их сверстники.

Руководитель Лагеря активного отдыха ЧАРЛИ Алексей Илюхин (Москва):

- Если говорить о загородных лагерях, то лагерь – пространство, где ребенок приобретает много нового и разнообразного опыта вне привычной среды семья-школа-кружки-секции. Самостоятельное проживание, отчасти самостоятельное планирование "себя" (времени и собственных ресурсов), самостоятельное построение отношений с новым окружением. Собственные ошибки, опыт их проживания и исправления.
Это – общее и для нынешних лагерей, и для лагерей советского периода.

Современные лагеря отличаются большим разнообразием, – прежде всего, в плане предлагаемой деятельности. При этом может быть углубление и по той деятельности, что была в советское время (туризм, театр и пр.), может быть и новое, чего не было ранее: профориентация, робототехника, программирование и пр.

Появились лагеря с супер-комфортными условиями проживания и питания. Но это - от лукавого:)
Что современный лагерь может дать ребенку? Это зависит от него самого. Стоит ли отправлять детей в лагеря? В подавляющем большинстве стоит. Разумеется, есть редкие исключения "не лагерных детей". В хорошем лагере, однако, и им будет не ужас как плохо, поскольку профессиональная команда сделает все, чтобы и интроверту было более или менее комфортно. Т.е. и такой ребенок приобретет опыт, и, скорее всего, больше в лагерь не поедет, но и сильно страдать от того, что съездил и ненавидеть этот период своей жизни не будет.
Основной риск – непрофессионализм команды. Предлагаемые занятия могут оказаться неинтересными и скучными, за отношениями детьми следить не будут, и они могут выстраиваться "абы как", в т. ч. может случиться и травля.
Другие риски, как правило, невелики.

Руководитель ресурсного центра личности "Новая высота" Надежда Муравьева(Москва):

- Как участник и разработчик ряда профильных лагерей, могу сказать, что сейчас современные детские лагеря делятся на 2 типа: а-ля советские лагеря и профильные.
Первый тип лагерей по-прежнему обеспечивает присмотр за вашими детьми во время каникул, какие-то стандартные мероприятия в виде творческих выступлений и дискотек, физическую нагрузку (зарядку, плавание, игровые виды спорта), правильное питание. Плюсы просты: дети под присмотром. Возможные минусы: дети будут бестолково проводить свой день, заниматься ненужной болтовней или вовсе сидеть в своих телефонах.

Второй тип лагерей все больше набирает обороты, поскольку родители и дети заинтересованы в том, чтобы ребенок и на каникулах продолжал развиваться. Есть профильные лагеря для спортсменов разных видов спорта, есть языковые лагеря, есть творческие (для музыкантов, артистов, художников и др.), есть исторические и географические, есть психолого-развивающие лагеря. В таких лагерях программа смены предполагает не просто присмотр с минимальным набором развлечений, а полноценную программу, которая позволит ребенку оказаться в среде единомышленников, получить новые знания и навыки, привить любовь к возможной будущей сфере занятости и пообщаться с представителями профессии. Собственно, это и есть огромный плюс. Среди минусов: как правило, стоимость пребывания в таком лагере может быть выше, чем в обычном.

При выборе лагеря родители, как правило, ориентируются на 2 критерия:
- программа смены и кто ее разрабатывал (кто проводит лагерь);
- стоимость пребывания ребенка в лагере.

Часто родителям нужен только присмотр, чтобы дети не болтались в городе одни, пока родители на работе – и тогда выбор обычного лагеря вполне обоснован. Если же вы хотите вкладываться в своего ребенка, давать ему возможность получать лучшее образование, чтобы потом в жизни он стал более успешным, то тогда стоит выбрать профильный лагерь.

Безусловно, я сама как родитель и как профессионал в сфере обучения, буду рекомендовать профильные лагеря. Единственное, обращайте внимание на то, что предлагается в программе, как предыдущие участники профильных лагерей отзываются о качестве проведенного времени и полученных знаний и умений. Сейчас на рынке есть такие предложения, которые ориентированы на получение дохода, а не на качество программы.

Основатель Школы программирования для детей CODDY и Инновационного компьютерного лагеря CODDY Summer Camp Оксана Селендеева (Москва):

- Плюсов пребывания ребенка в детском лагере много, отмечу три: обретение самостоятельности, развитие хобби и встреча единомышленников. Обычно ребенок находится под присмотром родителей или учителей, о нем постоянно кто-то заботится. Лагерь дает почувствовать, как он справляется с ситуациями самостоятельно, кто он сам и что он может.

Можно сконцентрироваться на хобби, если поехать в специализированный лагерь по шахматам, боевым искусствам, программированию, спортивный, языковой. За смену ребенок мощно «прокачает» hard-навыки. Например, у нас дети глубоко погружаются в выбранное направление и за две недели проходят 6-месячный учебный курс.

Лагерь — место, где находят новых друзей. Сегодня все сидят за компьютером, а не играют во дворах. Поэтому в лагере появляется возможность научиться общаться и ладить с людьми, найти единомышленников.

Минусы — это риски, которые на себя берут родители. Та же самостоятельность может обернуться отсутствием контроля со стороны вожатых. Когда дети предоставлены сами себе, они могут попасть под дурное влияние и выйти за грань социальных норм: мат, алкоголь, ранняя близость и пр.

Другие риски связаны с безопасностью ребенка: угроза здоровью и жизни, отсутствие качественного и сбалансированного питания, несоблюдение протоколов безопасности в части доступа на территорию и плавания в открытой воде.

Подготовил Евгений Раи