Экстрасенсы - к беде? Артем Юдкин (Москва)

Существует мнение, что в нашей стране появление огромной армии ясновидящих, экстрасенсов, как правило, свидетельствует об экономических и социальных проблемах в стране. Так ли много на самом деле людей со сверспособностями, как это показывают по ТВ? И стоит ли разобраться с этим вопросом на законодательном уровне? Что думают об этом сами участники "мистических" шоу, психологи и просто зрители? Опрос информационного агентства Rustempo

Экстрасенсы - к беде? Артем Юдкин (Москва)
© RusTempo.ru

Отвечает Артем Юдкин, правление СЭЦ Модернизация (Москва):

- Необходимо ли на законодательном уровне запретить/урегулировать деятельность магов, колдунов, экстрасенсов?

- В современной российской законотворческой практике попытки дать правовую квалификацию деятельности магов, колдунов, экстрасенсов давались неоднократно. Проект федерального закона № 477074-4 запрещал рекламу оккультно-мистических услуг (знахарство, колдовство, шаманство, магия и иные подобные методы) и лиц, их предоставляющих, в случае если они не имеют дипломов целителей, выдаваемых в установленном законодательством порядке. Внесенный в ГосДуму в 2007 году, законопроект был отклонен в 2010 году.

Одним из замечаний думского комитета по охране здоровье стало смешение понятий «методы народной медицины» и «оккультные методы». Внесенный в ГосДуму в 2009 году проект федерального закона № 294048-5 запрещал практику оккультно-мистических услуг (в том числе колдовства, шаманства, ворожбы, спиритизма, ясновидения, гадания, магии и других) и лиц, их предоставляющих, без каких-либо допущений. В этот раз законопроект был концептуально поддержан думским комитетом по охране здоровья, но профильный комитет – по информационной политике, информационным технологиям и связи – указал, что понятие «оккультно-мистические услуги» законопроектом не определено, а в законодательстве РФ оно не только не раскрыто, но и не используется. В результате и этот законопроект был принят в 2010 г. в первом чтении, но дальше законопроект не продвинулся.

Следующая попытка – законопроект № 432935-6, внесенный в ГосДуму в 2014 году – состояла в ограничении распространения информации о деятельности астрологов, гадалок, магов, спиритов, экстрасенсов и иных лиц, осуществляющих воздействия на людей под различными наименованиями, и запрете доступа к указанной информации в образовательных организациях. Показательным явилось замечание Правительства РФ, высказанное в официальном отзыве на законопроект. Так, по мнению Правительства РФ, правоотношения в указанной сфере законодательством РФ не урегулированы, поэтому невозможно сделать вывод о том, что понимается под информацией о деятельности названых законопроектом лиц, а также о необходимости установления ограничений на распространение такой информации. В результате, в том же 2014 году этот законопроект был отклонен ГосДумой.

Внесенный в 2013 году проект федерального закона № 372966-6 вводил законодательное определение оккультно-мистических услуг, а также устанавливал рамки оказания непрофессиональных медицинских услуг и сферу распространения рекламы оккультно-мистических услуг. Но и этот законопроект получил замечания, связанные с использованием неизвестных законодательству РФ терминов, нерешенности вопросов процедурного характера. В результате в 2014 году законопроект был отклонен ГосДумой.

Новая попытка запретить рекламу была осуществлена в 2014 году – внесен законопроект № 440359-6, который формально находится в стадии рассмотрения ГосДумой (более 3 лет), но получил негативное заключение Общественной палаты РФ, которая указала, что законопроект содержит ряд терминов - «провидец», «ясновидец», «маг», «колдун», - не определенных законодательством РФ, а запрет на использование этих терминов в рекламе может привести к искажению информации. Так, эзотерические услуги начнут представлять под видом услуг психоаналитиков, психологов, гипноза. Можно предположить, что данный законопроект пополнит портфель законопроектов, готовящихся к расчистке текущим созывом ГосДумы.

В 2017 году в ГосДуму был внесен законопроект № 145507-7 «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», помимо прочего, запрещающий рекламу в социальных сетях оказания услуг оккультно-магического характера. Однако в дальнейшем он был возвращен автору, хотя замечания касались иных вопросов законопроекта.

Исторический экскурс показывает, что при регулировании деятельности магов, колдунов и экстрасенсов законотворец сталкивается со сложностями в определении самого понятия оказываемых ими услуг, определении статуса этих лиц, а также необходимостью решения вопроса о точном описании дозволенного и недозволенного в их деятельности.

С точки зрения правового регулирования взаимоотношений исполнителя услуги и потребителя ключевым является вопрос о результате услуги, оценке качества услуги, а также об отнесении данных услуг к определенной категории (например, медицинские или немедицинские). Также возникает проблема ответственности исполнителя за недостижение результата услуги и значения действий потребителя для получения такого результата. Проще говоря, каким образом в дальнейшем в договоре исполнитель и потребитель опишут повышение по карьерной лестнице как результат магической услуги?

Запретить такие услуги как таковые или их рекламу будет невозможно с правоприменительной точки зрения, когда сменившие вывеску и наименование услуг, запасшиеся формулировками «консультационные услуги» и «экспертное мнение», экстрасенсы и ясновидящие будут выигрывать споры в суде.

Поэтому необходимо задаться вопросом, возможно ли такое регулирование в принципе? Да, возможно, но для этого необходима титаническая работа по классификации оккультно-мистических услуг, введение общегосударственного реестра исполнителей оккультно-мистических услуг, детализация общих требований в области безопасности данных услуг, чтобы контрольные органы могли высказывать свои замечания и констатировать нарушения. В результате такая работа будет сведена на нет.

Для того, чтобы ограничить граждан от недобросовестных исполнителей оккультно-мистических услуг, необходимо в первоочередном порядке решать не столько вопросы законодательного регулирования, сколько повышать уровень медицинского просвещения населения, развивать систему бесплатной психологической помощи, поддерживать сохранение семей. В результате потребность граждан в обращении за оккультно-мистическими услугами будет снижаться.