ОБРАЗОВАНИЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Последние опросы СМИ показывают, что современные школьники в России не знают элементарных вещей. Не могут назвать авторов таких произведений как «Война и мир», «Мертвые души» и т. д. Но ведь школьная программа по той же литературе мало чем изменилась со времен СССР. Так только ли дело в системе образования, и какие меры необходимо предпринимать, чтобы справиться с повальной безграмотностью нынешней молодежи? Предлагаем вашему вниманию Всероссийский опрос специалистов информационного агентства Rustempo.

ОБРАЗОВАНИЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ?
© RusTempo.ru

Евгения Воробьева, генеральный директор первого петербургского семейного клуба «МалышМаПы» (Санкт-Петербург)

- Нынешний уровень образования молодежи во многом обусловлен последствиями 90-х годов. Причем, здесь можно говорить не только о неуклюжих попытках реформы системы образования в стране, которая, кстати, была одной из лучших в мире, но также системы воспитания детей. Именно тогда, в начале девяностых, на фоне всеобщей разрухи и нищеты, нынешним взрослым были навязаны новые, западные ориентиры, новые кумиры и новые стимулы для развития.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные школьники предпочитают реальным героям – вымышленных, русской духовной литературе – западную фантастику.
Проблема также в том, что за последние лет пятьдесят отечественная культура не предложила подрастающему поколению хоть сколько-нибудь значимых героев: строго говоря, не появилось у нас новых – Маресьева, Корчагина, Тимура и его команды и т. д.

Чуть лучше обстоят дела с детскими книгами и мультфильмами: сегодняшние малыши все чаще предпочитают западным более понятные и добрые российские мультики про Машу и Медведя и Смешариков. Но этого, конечно, недостаточно.

Давайте не забывать о том, что сегодняшний мир, который окружает ребенка, гораздо более навязчивый и агрессивный по отношению к нему, чем, скажем, в 80-е или даже 90-е, и во многом именно в этом кроется причина повального рассеянного внимания и внешней агрессивности современных школьников. Повсеместное использование гаджетов детьми и их родителями только добавляет "масла в огонь". К сожалению, далеко не все папы и мамы понимают, что компьютерные игры и планшеты с 3 лет не сделают их малыша гением, а лишь закроют в определенном и очень опасном пространстве, лишив при этом детства.

Для того чтобы наладить контакт российских детей и подростков с родной культурой, научить их выявлять и воспринимать действительно полезную информацию, максимум усилий должны приложить их родители: пытаться приучить ребят быть внимательными, усидчивыми, любознательными; стараться дать правильные ответы на любые вопросы, которые они задают; внимательно следить за тем, что и как преподается им в саду или школе; обязательно ограничивать их общение с телевизором, компьютером и телефоном, предоставляя при этом качественную замену. Это может быть все, что угодно - от контактов с природой и друзьями до знакомства с полезными книгами и родной культурой. Последнее, кстати, имеет особое значение: нас 147 миллионов, но мало кто хорошо знает историю и традиции своей семьи, своей Родины, а ведь любая нация сильна именно этим. Мы все ищем какую-то национальную идею, а она – на поверхности.

Михаил Кожевников, первый вице-президент ГК «Просвещение» (Москва):

- Грамотность состоит из трех параметров: широты взглядов, глубины знаний, а также воспитания. В основе советского образования лежала совокупность уровня кругозора – эрудиции, общего развития, профессионального уровня – глубины специализированных знаний и навыков. Что изменилось? Снизился существенно уровень кругозора.

Произошло это, во-первых, по причине снижения профессионального уровня учителей в период 90-х, которые проходили так называемый «негативный» отбор по причине существенного снижения зарплат. К началу двухтысячных годов начали уходить на пенсию квалифицированные кадры, а им на смену приходили не очень мотивированные и профессиональные.

Во-вторых, очень сильно упал уровень кругозора самих родителей, если мы говорим про «потерянное» поколение девяностых, у которого сейчас начинают появляться дети. Дети эти с рождения воспитываются в семьях с ограниченными знаниями и общей эрудицией родителей. Оттого мы и получаем довольно серьезный кризис грамотности школьников.

В-третьих, активное пользование школьниками сетью интернет для поиска информации. Такой метод поиска быстр и прост, однако не дает главного – осмысления ребенком полученной информации, он не учит тому, как применить полученные данные для решения новых задач, особенно, нестандартных. Информационная грамотность стала очень важной составляющей сегодняшнего дня.

Основная задача образования в настоящее время – формирование будущего нашей страны через наших детей. Для этого необходимо повысить уровень и статус учителей, их мотивацию на результат, ведь именно результатом их работы является грамотность наших детей, а также, что важно, настроить детей на постоянное образование и, конечно, не забыть об образовании и развитии родителей. Нам нужно быстро наращивать компетенции в технологиях, инженерии и технических науках, но не менее важно сейчас не упустить и преумножить то, что касается воспитания человека через ценности, а это является предметом гуманитарных наук.

Хочу отметить, что последние два-три года наметилась тенденция, особенно в Москве, роста уровня и мотивации учителей, и как следствие - повышения уровня грамотности выпускников московских школ, поступающих в лучшие вузы страны. Это означает, что ситуация меняется в лучшую сторону, но сил приложить еще предстоит немало.

Лариса Лисовицкая, к.ф.н., русист (Самара):

- В ХХ веке всеобщая грамотность и развитие печатных СМИ воспитывало привычку к умственной деятельности, постоянно подпитываемой информационным потоком. Чтение было главным источником информации и самым доступным развлечением, способом занять привыкшее к активности сознание на досуге. Сейчас - избыток интеллектуальной жвачки, и читатель "найдет" русскую классику, когда (если), избавившись от примитивного советского материализма, "уплощающего" понимание литературы и жизни, увидит в ней не факт истории, который можно только отстраненно изучать, а "пособие", например, для личного выбора между жизненной позицией искреннего, эмоционального человека или умного и лицемерного манипулятора, удовлетворяющего свои прихоти ("Евгений Онегин"), личной модели отношений мужчины и женщины (у Льва Толстого), всеобъемлющую картину вечной борьбы тьмы и света, добра и зла, духа и плоти, которая разворачивается в классической "пейзажной" лирике...

Для интеллектуалов высокая литература може быть интеллектуальной игрой "на понимание". Пока родители (сами попали в образовательный "провал 90-х") и школа не справляются с этой задачей, но ситуация развивается. Пока стихийно растет число любителей поэзии Э. Асадова, поскольку нормальным людям свойственно жалеть, переживать, искать справедливости, а в классике находить ответы детей никто не научил... 

Школа должна научить в первую очередь получать удовольствие от чтения, но именно удовольствие (интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое наслаждение) в школьных стандартах не упомянуты, а обстановка постоянного экзамена, господствующая на уроке, наслаждениям не способствует. Вопросы ЕГЭ по русскому языку и направления итогового сочинения показывают, что авторы стремятся исправить положение. Но большинство учеников приходят к этим вопросам только в конце учебы, потратив 10 лет впустую, уже не приученные читать самостоятельно. Конечно, они отвечают с помощью примитивных "кратких изложений", убивающих все живое в художественной литературе, обнуляющей сам смысл ее существования.

Венера Шайдуллина, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, к.ю.н., эксперт блокчейн-лаборатории (Москва):

- К сожалению, одна из проблем действительно заключается в системе образования. В настоящее время она нуждается в масштабной реформе, т.к. в условиях развития цифровой экономики, новых форм проверки знаний (тесты, ЕГЭ, ГИА и пр.) поменялась роль преподавателя в учебном процессе - теперь он должен быть не просто лектором и лицом, контролирующим выполнение домашнего задания, а научным руководителем, воспитывающим в школьнике те компетенции, которые могут не пригодиться ему в процессе сдачи ЕГЭ/ГИА/иных тестов, но коренным образом влияют на его последующую профессиональную деятельность и на его интеллектуальный уровень в целом. Т.е. тот материал, который школьнику необходимо усвоить, должен преподаваться в учебном заведении с помощью цифровых технологий, а аналитические и творческие навыки должны воспитываться учителем.

Андрей Волков, детективное агентство «Волков и Партнёры» (Санкт-Петербург):

- Чтобы справиться с безграмотностью школьников, нужно сначала справиться с безграмотностью учителей. Современные дети подсознательно понимают, что знания, которыми их хотят наделить, не применимы к современной действительности. Многие школьные программы разработаны еще в СССР и устарели настолько, что не являются актуальными, и применение их в современной жизни не возможно. На успеваемость также влияет и степень уважения учителя детьми. Если у педагога нет авторитета, то успеваемости по его предмету ждать не приходится. На успеваемость влияет и атмосфера в семье: если в ней постоянные конфликты, то это напрямую отражается на обучении и восприятии информации. К негативным факторам можно также отнести неправильное питание, неправильный режим дня, отсутствие физических тренировок. Чтобы справиться с безграмотностью, нужно устранить все эти проблемы, присутствие хотя бы одной из них в жизни школьника будет отражаться на его учебе.

Александр Батов, политическая партия РОТ ФРОНТ (Санкт-Петербург):

- Проблема гораздо шире, чем система образования. Взгляните на то, какие фильмы снимаются для школьников на государственные деньги. Посмотрите, как организован их внеклассный досуг. Наконец, стоит поглубже изучить результаты так называемой реформы образования, особенно переход вузов на Болонскую систему, введение единого госэкзамена. Любой честный исследователь российской молодёжной политики вынужден будет признать, что государство сознательно направляет все усилия на отупление подрастающего поколения граждан. И это вполне закономерно. Умные, развитые граждане рано или поздно начнут задавать неудобные вопросы. Например, почему в нашей богатейшей стране столько нищих? Почему принадлежащие народу нефть и газ служат обогащению нескольких олигархов? Почему в России внутренние войска и войска МЧС по численности превосходят федеральную армию?.. Гораздо удобней невежественная масса, ведь ею легко управлять. Отсюда и ужасающий результат.

Наталья Подлесная, ООО "Детско-юношеская научная академия" (ООО "ДЮНА") (Таганрог):

- На самом деле современные школьники просто другие, они кардинально отличаются от школьников прошлого века. Они знают гораздо больше, но они знают совсем другое. Просто то, что перечислено, не входит в сферу их интересов. При необходимости, ответы на эти вопросы они могут получить в интернете за считанные секунды. А вот есть ли эта необходимость? В чем она заключается? Это совсем другой вопрос. На мой взгляд, главная задача современных людей состоит в умении ориентироваться в колоссальных потоках информации, вычленять главное, связать нужное... И современные дети с этим прекрасно справляются в отличие от многих взрослых, все знающих про "Войну и мир" Толстого. Так что нынешних школьников нужно оставить в покое и, по крайней мере, не мешать, если уж помочь им из своего прошлого века мы не можем.

Вениамин Липский, основатель и финансовый директор Kviku (МФК "ЭйрЛоанс" (Москва):

- Да, проблема с качеством сегодняшних выпускников школ действительно существует, и она заметно ухудшилась буквально за последние 5-10 лет. Мы это отчетливо ощущаем во время приема людей на работу. У нас достаточно молодой коллектив, но мы еще застали тех выпускников, которые обучались при старой системе. Но я предвижу проблемы с поиском сотрудников уже в ближайшие несколько лет. Вероятно, что отчасти проблемная ситуация во многом объясняется снижением финансирования образовательных программ со стороны государства. В последние годы существенно выросли статьи расходов на оборонно-промышленный комплекс, а финансирование здравоохранения и образования сократилось.

Кроме того, ряд дисциплин в школах, которые раньше преподавались на обязательной основе, сейчас доступен только за дополнительную плату. Безусловно, не все родители готовы понести эти расходы. Как правило, многие дети на рубеже старших классов школы не осознают всю ценность знаний, которые получают. Во времена СССР сложилась сильная образовательная система, которая также критиковалась и до сих пор критикуется. Но факт остается фактом: российские школьники были одними из самых образованных в мире. В этом, безусловно, была заслуга государства. Сейчас, несмотря на резкое падение уровня образования в обществе и острую нехватку квалифицированных кадров, образовательная система продолжает оптимизироваться за счет сокращения обязательных дисциплин и количества часов преподавания.

Понятно, что данная ситуация сложилась из-за нехватки средств, но в долгой перспективе это приведет к еще большей нехватке, поскольку в стране будет очень мало квалифицированных кадров. С другой стороны, образование сейчас снова становится элитарным и доступным не всем. Дети состоятельных родителей получают больше возможностей благодаря лучшему качеству образования по сравнению с менее обеспеченными сверстниками. С другой стороны проблемы могут быть и "внутренними", когда школьники сами не хотят просвещаться. Во многом так происходит из-за изменившегося образа жизни в обществе. Сейчас многие знания доступны через интернет, к которому есть доступ у каждого школьника. Любая информация может быть доступна практически в течение одной минуты, поэтому школьники не видят смысла забивать свою голову теми знаниями, которые кажутся им не практичными. Да, большинство из них сегодня имеет представление о том, чем хотят заниматься во взрослой жизни. Поэтому многие знания они подбирают для себя исключительно из соображений практичности. Но многие забывают о том, что процесс получения информации, даже той, которая, как им кажется, не применима к жизни, расширяет кругозор, учит думать. Эти навыки крайне важны, но вспоминают о них в основном когда уже слишком поздно. Поэтому современная задача учителей и государства - изменить эту ситуацию, взять на себя ответственность за подрастающее поколение.

Алена Август, эксперт по коммуникациям, психолог (Москва):

- Программа по многим предметам, в том числе и по литературе, все-таки претерпела некоторые изменения - к примеру, расширен список изучаемых произведений, но... многие из них не изучаются, а "пробегаются". И "пробегаются" в основном "мимо". Почему? Ответов несколько. Во-первых - увеличенный объем не дает качества автоматически, чего бы это ни касалось.

Во-вторых, среди огромного объема информации и под лавиной информационного шума литература действительно - лишь маленький островок знаний и многое зависит от того, как она преподается, насколько педагогам удается показать актуальность смыслов литературы прошлого в современной жизни. В-третьих, важен и пример взрослых, а и они, и их дети "утонули" в мире гаджетов и быстрых сообщениях. В том числе и потому знания о литературе теперь имеют для детей "кратковременную актуальность" - до сдачи зачета, экзамена, контрольной. В нашем слишком быстром мире многое становится поверхностным, и это, с одной стороны, печально, а с другой - новый вызов. Кстати, гаджеты сыграли свою роль и в том, что чтение электронных книг (без ручного перелистывания и шороха страниц, без тактильного ощущения бумажного листа и тяжести книги в прямом смысле этого слова) лишает нашу память и восприятие возможности объемного запоминания и анализа текста и смысла произведения. 

Елена Лосева, детский и подростковый психолог (Москва):

- Современные школьники живут в мире, где информацию не нужно искать, а наоборот нужно фильтровать, а то и защищаться. Ресурсы памяти и внимания не бесконечны, и они сосредотачиваются на том, что наиболее интересно: компьютерные игры, обзоры, стримы, новинки сериалов и т. п. Значимыми персонами для них становятся не полководцы и писатели, а видеоблогеры.

В информации об авторстве «Мертвых душ» и «Войны и миры» они часто не видят практической пользы, кроме формальной сдачи экзамена или контрольной. И как любая информация, которая потеряла свою пользу (контрольная написана), она благополучно забывается, и уступает место новой и интересной.

Кроме того, программа все-таки изменилась, количество часов на ту же русскую литературу заметно сократилось, и на полноценное прочтение произведений часто у школьников объективно не хватает времени. Причиной этому могут быть три репетитора, пара секций, дополнительный английский или прямой эфир любимого блогера. Споры о соответствии классической литературы школьному возрасту также то и дело возникают, как и попытки пересмотреть программу.

Повальная безграмотность школьников - вопрос весьма спорный, поскольку критерии этой самой безграмотности не определены. Они сдают ЕГЭ, пишут контрольные и метапредметные тесты. Школьники более практичны, чем многие взрослые, и порой нацелены исключительно на полезные знания. Поэтому на развитие «soft skills» они тратят больше времени, чем на изучение литературы. Для будущей карьеры коммуникативные навыки кажутся более важными (а зачастую такими и являются), а информацию для поддержания разговора, в том числе и темы литературы можно запросто найти в Интернете, поэтому не нужно ее постоянно держать в голове.

Юдкин Артем, член правления СЭЦ «Модернизация», Медведева Екатерина, эксперт (Москва):

- Вопрос повышения грамотности детей и подростков требует комплексного подхода. Даже при высоком уровне работы преподавателей нельзя полностью снимать ответственность с родителей. Важно своевременно решать появляющиеся вопросы. Так в начальных классах проблемы с усвоением программы могут возникнуть из-за стресса от смены обстановки и окружения, неусидчивости, восприятия ребёнком обучения как ограничения свободы и отсутствия интереса к обучению.

Требуется не только обеспечить контроль за выполнением школьных заданий, но и помочь ребёнку сформировать правильное отношение к предметам и обучению, обосновать его необходимость для успешного будущего. 

В целом работа по профориентации, которая ведется на государственном и региональном уровнях, имеет в качестве своей оборотной стороны формирование отношения к другим, непрофильным предметам как к менее значимым.

Повышение спроса на технические специальности в последнее время снижает потребность школьников в повышении своей грамотности по гуманитарным предметам – истории, литературе, обществознанию. В результате можно получить высококлассного специалиста в области программирования, у которого в лучшем случае останется в памяти два-три небольших стихотворения Пушкина и освобождение крестьян от крепостного права Александром II. 

Огромная работа по пропаганде грамотности велась среди детей в СССР даже на уровне мультфильмов, высмеивающих неучей («В стране невыученных уроков». «Вовка в Тридевятом царстве»), фильмов для юношества с главными героями, тянущимися к знаниям («Аттестат зрелости», «Приключения Электроника»), познавательных передач.

Сегодня, в век Ютуб и понижения влияния телевидения среди подростков столпами пропаганды гуманитарного знания остается программа «Умники и умницы», а на смену инженерно-техническим передачам пришли «Галлилео» и «Есть такая профессия», однако прекратившиеся сегодня. 

Важно обратить внимание на то, что государство измеряет свою эффективность в области образования количеством выпускников, поступивших в ВУЗы и ССУЗы, выпуском литературы, вместимостью школ и прочими, не связанными с повседневной грамотностью показателями. На данный момент многие подростки относят к престижным, оплачиваемым работам технические специальности, шоу-бизнес (включая блоггерство), чиновничество. Необходимо дать ответ на этот вызов времени и создать единую всероссийскую программу повышения общей грамотности детей и подростков, в форме конкурсов или открытых мероприятий. Например, таких, как единая интернет-платформа «Россия – страна возможностей», где ведется работа по созданию различных социальных лифтов для молодежи. Вполне возможна организация всероссийского проекта-конкурса по общей грамотности, участники которого будут получать различные преференции при поступлении в ВУЗы и ССУЗы («Комплексная олимпиада грамотности»).

Подготовил Евгений Раи