РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: МОЖНО ИЛИ НУЖНО?

Современные методы воспитания и образования требуют от родителей заблаговременной подготовки малышей к детсаду и школе. С чего начать? Можно ли справиться самостоятельно или стоит прибегнуть к помощи профессиональных педагогов по раннему развитию? Как их найти? Эти и другие вопросы корреспондент информационного агентства Rustempo задал российским и зарубежным специалистам.

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: МОЖНО ИЛИ НУЖНО?
© семейный клуб "МалышМаПы"

- В чем, на Ваш взгляд, суть раннего развития современного малыша?

Основатель петербургского билингвального детского сада CDF Наталья Фесенко (Санкт-Петербург):

- «Раннее развитие» – это сочетание благоприятной среды и специальных занятий для физического, эмоционального и интеллектуального развития малыша до 3-х лет. Важно, чтобы занятия были сбалансированы и гармонично сочетали разные сферы. Для современных детей в будущем будут важны так называемые четыре "К": коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Поэтому нынешнее образование, будь то раннее, дошкольное или школьное должно это учитывать и максимально развивать.

Педагог раннего развития петербургского семейного клуба «МалышМаПы» (Санкт-Петербург) психолог Ирина Савицкая:

- С 90-х годов, когда в моде был пришедший с Запада «вундеркинизм», люди ставят знак равенства между этим понятием и термином «раннее развитие». Между тем, последнее вовсе не подразумевает обучение двухлетнего малыша английскому языку или пению.
Важно давать ребёнку знания, умения и навыки, необходимые ему не просто в данном возрасте, но и соответствующие индивидуальному развитию малыша. Поэтому именно комплексный и гармоничный подход даёт возможность развить ребёнка, а также уловить - к чему он тяготеет и на что именно нужно делать больший упор в дальнейшем.
Таким образом, грамотный педагог правильно оценивает возможности и предпочтения малыша и в своих занятиях с ним сделает акцент на определенные моменты. Для этого педагог ставит перед собой задачи научить ребенка внимательности, усидчивости, логическому мышлению, адекватному восприятию окружающего мира. Немаловажно, чтобы такие занятия проводились в малочисленных группах (не более 6 человек) с детьми одного возраста.

Психолог портала "Я-родитель" - проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях Екатерина Сафонова (Москва)

- На многих красочных сайтах красиво рассказывается об «авторских программах развития», но любой грамотный педагог-психолог понимает, что никакого авторства там нет. Подобные программы развития не являются чем-то уникальным, более того, они все построены исключительно на развитии навыков, которые в норме развиваются у ребёнка самостоятельно при достижении определённого возраста. Не нужно развивать малыша строго по расписанию, развитие - процесс свободный и самостоятельный, от родителей же требуется лишь внимательность и любовь к своим детям.
Более того, для каждого ребёнка посещение любого заведения – большой стресс. Малыши тяжело переживают дорогу, большое скопление людей, повышенное внимание к себе со стороны незнакомых взрослых. Такой стресс может негативно сказаться как на здоровье ребёнка, так и на его развитии в целом. Посещение подобных центров – всегда риск для здоровья, ведь там можно "подцепить" любую инфекцию, а иммунитет у детишек в раннем возрасте ещё очень слабый. Ну и разумеется, центры раннего развития – удовольствие не из дешёвых, поэтому подумайте много раз: есть ли смысл платить большие деньги за такое сомнительное удовольствие.

Основатель и идеолог онлайн-проекта «Дефектолог для малышей» Ольга Половинкина (Москва):

- Изначально раннее развитие как предмет создавалось для детишек, рожденных раньше срока, а также для малышей с различными патологиями и особыми потребностями, поскольку им нужно помогать догнать своих сверстников.
Но благодаря всеобщей «истерии», раздуваемой компаниями по производству развивающих игрушек, родители обычных детей стали бояться не успеть вырастить из своего ребенка «гения с пеленок». Массовые пиар-кампании о том, что "после трех уже поздно", делают свое дело, и теперь мамы абсолютно здоровых детей не могут спокойно пройти мимо «развивашек».
Парадокс заключается в том, что те, кому действительно нужна помощь, не занимаются «ранним развитием» в привычном понимании. А те, кто прекрасно бы развивался и без него, тратят средства на «развивашки».

 Психолог-сексолог Ирина Ним (Москва):

- Ранее развитие, письмо и чтение с 2-х лет вредят ребёнку. Тщеславные родители пытаются за счёт «умного и развитого» ребёнка заработать галочки хорошего родителя. Да и сфера соответствующих услуг вовсю зазывает и обещает плюсы.
А добро ли это? Психологически ребёнок созревает к обучению только к 7 годам, да и то не всегда. Именно поэтому некоторые родители жалуются, что ребёнок не успевает в школе, не хочет учиться.
С другой стороны, в более раннем возрасте можно и нужно развивать мелкую моторику (лепка, рисование, перебирание мелких предметов, вырезание ножницами и т. п.), – именно она развивает речь, мотивирует мозг к работе. Но заниматься с ребенком лучше самим родителям.

Основатель Toy Couture Алексей Мельников (Москва):

- Суть раннего развития малыша отнюдь не в знании таблицы умножения в 2 года и умения в 4 брать интегралы. Раннее развитие - это способствование (но без ненужного ускорения!) формированию адекватной модели поведения, способности принимать решения (да-да, именно это является одним из основных жизненных навыков), выстраивать простые (и не очень) ассоциативные цепочки и, что очень важно, оценивать взаимосвязи типа "действие - последствие". И в этой связи "обучение" - неверное слово (точнее, несущее излишние и некорректные коннотации). Необходимо направлять, способствовать и корректировать. И направлять не в сторону неких "предметов" (родители-нейрофизиологи начнут объяснять трёхлетке строение ЦНС?), а сформировать вокруг ребенка такую среду, которая будет побуждать его действовать неким образом.

Эксперт по образованию и ювенальной юстиции Рина Вейнис (Амстердам):

- Без развития невозможен был бы прогресс человечества, его стремление к духовному и материальному культурному совершенству. Безусловно, развитие ребенка необходимо, нужна передача новых знаний, социальных навыков, культурных традиций, чтобы продолжить дальнейшую эволюцию человечества. Но давайте рассмотрим существующую на данный момент подмену понятий. Часто обучение ребенка на раннем этапе чтению, письму и счету считают его ранним развитием, когда на самом деле это является обычной дрессировкой, а как мы знаем, можно научить считать даже собак, медведей и слонов в цирке. Именно поэтому родителям важно научиться понимать, что развивая ребенка, необходимо создать вокруг него обучающую и развивающую среду, которая будет его стимулировать на дальнейшее познание окружающего мира, например, окружить малыша яркими книжками с картинками, чтобы ему захотелось узнать и понять – как можно научиться понимать буквы, а затем читать, развивать музыкальные навыки, пробуя играть с ним на разных инструментах, познакомить со счетом и т. д.

Руководитель спортивного клуба СТАРТ Ольга Кочанова (Петрозаводск):

- Суть раннего развития я вижу в двух вещах. Первая: создание хорошей развивающей среды. Чем младше ребёнок, тем больше эта среда связана с двигательной активностью. Занятия ранним спортом (от грудничкового плавания до беговела) – это сложная координация, что влияет не только на здоровье и физическое развитие, но и тренирует мозг, создаёт новые нейронные связи. Кроме этого, ребёнку должны быть доступны развивающие игрушки (сенсорика, мелкая моторика, пространственное мышление), хорошая музыка, книги, краски и пр. Также стоит окружить ребёнка достойными взрослыми – грамотными, умными людьми, готовыми отвечать на вопросы. Вторая: при наличии качественной среды нет необходимости обучать малыша. Он сам выбирает круг интересов и темп обучения. То есть, задача родителей и других значимых взрослых – идти за ребёнком, внимательно смотреть, что ему интересно в данный момент и строить обучение на этой основе, а не по какой-то внешней программе. На прочтение Букваря у моей дочери ушло почти 2,5 года. Она могла неделю не отрываться от него, потом забрасывать на пару месяцев, снова возвращаться и так по кругу. Сейчас она читает большие тексты, ещё не совсем бегло, но понимает и пересказывает. А суть умножения она поняла, считая оладьи, которые я готовила к завтраку по субботам. На сковородку помещается 4 штуки. Она складывала их (в уме, на счётных палочках и на калькуляторе) несколько недель, пока вдруг не догадалась складывать "партии". Тут-то я, не отрываясь от плиты, и объяснила ей умножение. Думаю, посади я её за стол и начни объяснять это довольно сложное действие без запроса со стороны дочери, результата не было бы.

Ответственная за дошкольное образование школы № 2120 Елена Оганесова (Москва):

- Для меня главное правило – «не навреди». Всему своё время. Развитие каждого ребёнка должно осуществляться в соответствии с его возрастными и психологическими особенностями.
Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.
Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.
Говоря об условиях, я подразумеваю:
- организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
- знакомство малышей с музыкальными, художественными и литературными произведениями.

Старший воспитатель дошкольного отделения школы №2065 Елена Клокова (Москва):

- Раннее развитие сегодня – это прежде всего организация развивающей среды. Все, что окружает ребенка, должно способствовать развитию внимания, памяти, восприятия и стимулировать двигательную активность. Именно развитие, а не обучение важно в раннем возрасте. Через игру, близкую любому ребенку, должны развиваться все основные сферы. Развивающие игры и упражнения с одной стороны показывают ребенку все многообразие мира, с другой стороны, обеспечивают безопасную демонстрацию своих возможностей. При грамотной организации раннее развитие удовлетворяет природную детскую любознательность и обеспечивает легкое вхождение ребенка в любую образовательную систему.
Какая бы ни была выбрана система раннего развития малыша, главное не переусердствовать, не лишить ребенка детства. Многочисленные кружки, секции и бесконечные занятия не способствуют развитию, а делают процесс познания искусственным, неинтересным и давящим.

Психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов (Москва):

- Каждый родитель желает своему ребенку успешного будущего. Для многих оно начинается с пеленок и так называемого «раннего развития».
Давайте разберемся в терминологии. Дело в том, что развитие является важной частью жизни человека. Развитие – это качественное изменение, переход на следующую ступеньку. Термин «ранее развитие» подразумевает не чтение Шекспира в оригинале в трехлетнем возрасте, а интенсивное развитие тех способностей ребенка, которые соответствуют его возрасту.
Кроме того, например, новорожденному никакого особенного «развития» не нужно. В этот период жизни нужно удовлетворять его физиологические потребности и выстраивать эмоциональный контакт.
Затем, с года до трех, для развития малыша важно поддерживать его физическую активность, совместную деятельность, изучать мир и развивать мелкую моторику. Больше играйте с ребенком, посещайте бассейн и детские площадки, прыгайте на батутах. Поощряйте ребенка участвовать и помогать в домашних делах. Давайте ему возможность изучать мир.
«Ранее развитие» в таком понимание – не математика и грамматика, а создание интересной для познания среды. Это игры, книги, музыка, подвижность, активность. Это заинтересованность родителей делать жизнь своего ребенка активной, а значит проводить больше времени на свежем воздухе, в подвижных играх, а не дома перед телевизором.

Психолог, гештальт-терапевт For Happy Юлия Голубева (Москва):

- Основной задачей раннего развития является расширение кругозора и ознакомление ребёнка со своим телом, составляющими различных предметов, классификацией, объединением их в группы и устройством мира,в целом.
По сути, на занятиях мы развиваем основные функции мышления, такие как сравнение, синтез, анализ и т. п., необходимые для обработки информации, поступающей в мозг из различных источников.
С помощью интересных упражнений и заданий мы тренируем психические и двигательные навыки малышей.

 

- С какого возраста необходимо начинать обучение дошкольника, и каким предметам?

Основатель петербургского билингвального детского сада CDF Наталья Фесенко (Санкт-Петербург):

- Развитие и обучение – неидентичные процессы, но сложно связанные между собой. Обучение, в широком смысле, это общение, и сотрудничество ребёнка и взрослого, в ходе которого последний помогает ребёнку совершать открытия в окружающем его мире. Обучение – это движущая сила развития, поэтому оно должно начинаться как можно раньше, с самого начала дошкольного периода – с трёх лет.
И более важным, чем формальное название "предметы" в обучении дошкольников являются содержание и методы: современным малышам необходимо предлагать ситуации, в которых они будут активными "первооткрывателями" знания, а не пассивно воспринимающими информацию. Именно в таком формате должно происходить обучение в каждой из выделяемой современным образовательным стандартом областей развития: физического (спортивные занятия), речевого (развитие речи, введение в грамоту, иностранные языки), познавательного (окружающий мир, математика), социально-коммуникативного (психологические занятия) и эстетического (музыка, живопись, творчество).

Педагог раннего развития петербургского семейного клуба «МалышМаПы» (Санкт-Петербург), психолог Ирина Савицкая:

- В семейном клубе «МалышМаПы» мы занимаемся с детками от 1 до 6 лет, - самые маленькие, разумеется, занимаются вместе с мамами по программе «МалышВместе». В рамках этой программы наши педагоги помогают малышам найти способы межличностного взаимодействия с другими детьми и взрослыми, развить интеллект, мелкую и крупную моторику, начальные речевые навыки и творческие способности. С трёх лет дети начинают заниматься самостоятельно по программе «МалышСам», где основной упор идёт на интеллектуальное и речевое развитие, знакомство с цифрами и буквами. С 4,5 лет ребята переходят в группу «МалышВшколу», где уже начинают читать, считать и логически мыслить. Также на таких занятиях дети учатся слышать педагога, грамотно и правильно высказывать свою точку зрения и психологически готовятся к школьной жизни.

Психолог портала "Я-родитель" - проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях Екатерина Сафонова (Москва)

- Учебная деятельность становится ведущей у ребенка после достижения 7 лет. До этого возраста любое обучение школьным предметам, сидя за партами - издевательство над малышом. Грамотная подготовка к школе заключается в гармоничном развитии ребенка, для этого родителям необходимо учитывать возрастные особенности детей и их основные потребности. У детей раннего возраста ведущей деятельностью является предметная: именно через знакомство с орудиями и предметами малыш развивается и познает окружающий мир. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, и родителям просто необходимо играть с детьми в такие игры. Именно так дошкольники учатся соблюдать правила и следовать инструкции, а без этих навыков в школе им будет крайне сложно. Обучению же школьным предметам должна заниматься школа.

Основатель и идеолог онлайн-проекта «Дефектолог для малышей» Ольга Половинкина (Москва):

- Никаким предметам ребенка дошкольного возраста специально учить не надо. У дошкольников ведущей является игровая деятельность, активно развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Единственное чему нужно их учить - это подражать взрослому. Научить самостоятельно исследовать мир – находить и устанавливать причинно-следственные связи, простые закономерности, например, временные.

А основными предметными действиями в раннем возрасте являются конструирование, лепка, аппликация, рисование – то есть действия, которые направлены на получение ребенком какого-либо продукта. Важно фиксировать внимание ребенка на этом продукте, помогать создавать образа знакомого предмета.

Эксперт по образованию и ювенальной юстиции Рина Вейнис (Амстердам):

- Нет никакого возрастного ценза или точных рекомендаций, когда родителям необходимо начинать учить своих малышей читать, писать и считать. Например, двигательная моторика очень важна в умении писать буквы, но для развития моторики ребенку необходимо научиться лепить, рисовать, складывать кубики, рвать цветную бумагу на мелкие клочки, вырезать аппликации, а научить ребенка хорошо писать без полного освоения выше перечисленных навыков невозможно, точно так же как заставить ребенка читать раньше, чем он сам будет готов к этому. Именно поэтому следует говорить об осознанной готовности малыша к обучению, задача родителей не заставлять ребенка получать непонятную для него информацию, а подтолкнуть его познавательную активность совместным качественными временем, проведенным вместе. Родителям стоит отложить на время планшеты, телефоны и компьютеры, а в свободное время почитать, порисовать с малышом, хорошей идеей будет разыграть в лицах детские сказки, например «Теремок», «Репка», «Колобок», ведь ребенок развивается не только тогда, когда его развивают взрослые, он следует своей внутренней программе.

Руководитель спортивного клуба СТАРТ Ольга Кочанова (Петрозаводск):

- Обучать надо с рождения. И помнить, что мир не делится на предметы, в нём всё взаимосвязано. Родители приводят детей к нам в спортивный клуб на занятия физкультурой. Но мы не ограничиваемся этим "предметом", хотя и считаем его крайне важным. Дети в естественной среде изучают цвета (потому что тренер просит доехать до красного конуса, обозначает старт жёлтыми воротами, а финиш - белыми), математику (приседаем 10 раз, выполняем упражнение 3 раза и т. д., тут и сложение, и обратный счёт) и множество смежных областей.

Ответственная за дошкольное образование школы № 2120 Елена Оганесова (Москва):

- Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики у ребенка, главный из них – пальчиковая гимнастика. Для малышей главное - развитие сенсорных навыков. Последние нужны каждому, ведь именно благодаря им мы даже в зрелом возрасте продолжаем познавать мир и общаться с ним. К тому же они позволяют проявлять и воспринимать разнообразные чувства. Необходимо понимать, что сенсорное воспитание должно проводиться в соответствии с возрастом ребенка.

С представлениями о форме, величине и цвете малыша следует знакомить в 3-4 годика. В доступном виде ему нужно преподносить информацию о:
• семи главных цветах спектра
• форме (сначала круг и шар, квадрат и куб, затем овал, прямоугольник, треугольник и т.д)
• количестве (сначала кроха должен освоить понятия «много» и «мало», потом уже можно переходить к конкретным цифрам).

Психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов (Москва):

- Важно не просто «пичкать» ребенка различными видами активности, но и прислушиваться к тому, что ему самому больше интересно. Музыка – значит музыка, футбол – значит футбол. Это касается детей 3-5 летнего возраста. Пусть дети познают мир в своем, удобном для них темпе.
К 5-7 летнему возрасту уже можно заниматься его непосредственным обучением и подготовкой к школе. Здесь также нужно быть внимательным и не требовать от ребенка сверхъестественных способностей. Не ставьте себе цель воспитать гения, поскольку отличная учеба в школе вовсе не гарант дальнейшей успешной жизни. Уделяйте больше внимание его всестороннему развитию, социальным навыкам, умению думать, анализировать и принимать самостоятельные решения - «критическому мышлению».

Психолог, гештальт-терапевт For Happy Юлия Голубева (Москва):

- Раннее развитие обычно проходит в группах 1-2 года и 2-3 года. Начинать лучше с годика, так как для адаптации к условиям обучения требуется определённое время, занимающее от двух недель до 3-4 месяцев. Но если не успели в год, всё равно приходите, и администраторы подберут соответствующую возрасту группу, а педагог-психолог на первых двух занятиях определит ещё более подходящую – по уровню развития – конкретно Вашего малыша.

Дошкольная подготовка – следующий этап после групп раннего развития. Начинается она с 3-х лет и длится до 6-7 лет, в зависимости от того, в каком возрасте ребёнок идёт в школу. Прийти на неё тоже можно в любом возрасте, но для более комплексного внедрения в процесс – конечно, удобнее начинать с трёх лет.

Последний год перед первым классом я бы рекомендовала посещать дошкольную подготовку непосредственно в той школе и с тем учителем, к которому отправится Ваш малыш 1-го сентября следующего года, уже в качестве настоящего школьника.

- Как грамотно выбрать педагога по раннему развитию? 

Основатель петербургского билингвального детского сада CDF Наталья Фесенко (Санкт-Петербург):

- При выборе педагога по раннему развитию необходимо обращать внимание не только на наличие профильного образования (оно должно быть обязательно!) - педагогического или психологического, но и на то, занимается ли человек самообразованием, посещает ли специальные семинары, проходит ли курсы. Кроме образования, важен еще и опыт (желательно не менее 3-х лет), обязательно узнайте - где и как долго работал человек по специальности. У педагога раннего развития обязательно должен быть опыт работы с детьми раннего возраста, ведь у них совершенно особенные потребности.

Педагог раннего развития петербургского семейного клуба «МалышМаПы» (Санкт-Петербург), психолог Ирина Савицкая:

- Самый простой и действенный способ - не просто опираться на отзывы других родителей, но и пробовать самим. Походить по пробным занятиям в разные детские развивающие центры и найти именно своего педагога. Если речь идет о грамотном обучении, нужен не просто педагог с высшим образованием, имеющий серьезный стаж работы, но и тот человек, который сможет найти подход к вашему малышу и увидеть в нём скрытый потенциал.

Психолог портала "Я-родитель" - проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях Сафонова Екатерина (Москва):

- Если уж вы все-таки решились отдать ребенка в центр раннего развития, обратите внимание на образование педагога. Это должен быть человек с высшим психологическим или психолого-педагогическим образованием, а специализация должна быть связана с работой с детьми.

Основатель и идеолог онлайн-проекта «Дефектолог для малышей» Ольга Половинкина (Москва):

- Педагогом по раннему развитию надо выбирать того, кто может оценить актуальный уровень развития ребенка и его возможности на определенном этапе жизни; того, кто может дать такие задания, которые ребенок будет способен выполнить либо самостоятельно, либо с организующей помощью взрослого; педагога, который владеет различными техниками подкрепления положительного поведения малыша.
Сегодня педагоги по раннему развитию часто предъявляют завышенные требования к возможностям ребенка, в результате родители диагностируют у своих детей нарушения, которых на самом деле нет. Они начинают ещё более активно развивать ребенка, пытаясь подвести его под нормы, шаблоны и стандарты, что делать крайне не рекомендуется, поскольку у каждого ребенка свои возможности и свой биологический ритм.
Поэтому лучше выбирать такие группы раннего развития, которые создаются и контролируются государством, работают по программе и учитывают возможности ребенка.

Основатель Toy Couture Алексей Мельников (Москва):

- Полагаю, педагог здесь излишен. Ибо родители и доминирующее окружение (в т. ч. вещественное) максимально влияют на формирование личности. Возьмем самостоятельность и способность принять решение - мы ежедневно мешаем ребенку проявить себя, довлея тоннами собственного мнения. При этом даже дома нас окружает масса предметов, способствующих развитию малыша. Возьмем, например, мебель. Как часто Вы позволяете малышу трех-четырех лет самому выбирать себе платьице или рубашку? А вообще, шкаф доступен малышу? Или же все самое интересное покоится под потолком? Да, а есть ли у Вас на том же шкафу или на спинке кровати доска, на которой ребенок может рисовать? А стена, с которой стираются художества будущего Пикассо без нервотрепки и нравоучений? Нет? Значит, Вы упускаете массу простых и действенных возможностей. Со своей кроваткой в конце концов ребенок контактирует 10 часов в сутки, а с педагогом от силы полтора... Задайте себе вопрос: что Вы как родители желаете малышу - чтобы он был уверенной личностью (пусть и с тройками в аттестате) и построил успешную семью и карьеру или же стал затворником без жены, детей, средств (а таковые известны)? Резюмируя, скажу: нагружая ребенка "полезными" дисциплинами в виде матанализа, физмата и теории машин и механизмов, вы с высокой долей вероятности отобьете у него желание учиться и сформируете подавленную личность. А приспосабливая окружающую обстановку под нужду адекватного развития, поможете сызмальства сформировать необходимые в жизни навыки. И это будет лучший результат, который проявится, конечно же, через несколько лет, а не к моменту поступления в школу.

Эксперт по образованию и ювенальной юстиции Рина Вейнис (Амстердам):

- Главным показателем успешного развития малыша будет его искреннее желание посещать дошкольные занятия, его общение со сверстниками для нормальной социализации, умение выполнять задачи, поставленные воспитателем или педагогом, осознание своих эмоций и первые навыки владения ими. Родителям следует обратить внимание на оформление помещений, в которых проходят занятия с детьми: комнаты должны быть просторные с достаточным количеством развивающих тематических игрушек, разделенных на игровые зоны и с хорошим освещением. Важны люди, работающие с малышами, - профессионал никогда не будет обещать родителям вырастить из их ребенка вундеркинда, целью педагога по раннему развитию должна стать гармоничная и всестороняя подготовка малыша к школе, при такой подготовке ребенок будет эмоционально, психологически и интеллектуально готов пойти в первый класс.

Руководитель спортивного клуба СТАРТ Ольга Кочанова (Петрозаводск):

- Я считаю, что в педагоге нет необходимости. Выбирать за ребёнка предмет, место и время обучения - неправильно. Даже в 7-8 лет дети к этому не очень готовы, а уж дошкольники тем более. 

Психолог, гештальт-терапевт For Happy Юлия Голубева (Москва)

- Выбирайте педагога по внутренним ощущениям. Если Вам комфортно с этим человеком, хочется приходить снова и снова, делиться успехами, значит, Вы нашли того, кого искали. 

Если на занятиях неуютно, информацию принимать от этого человека неприятно, и даже находиться с ним в одном помещении тревожно, попробуйте понять, в чём причина. И если причина в личности педагога, отправляйтесь на занятия с другим специалистом.
Обращайте внимание на своего малыша: он – самый точный индикатор в данном случае. Если идёт на контакт с педагогом – всё отлично. Помните, что первые два-три-пять занятий, дети привыкают к смене обстановки, группе, людям, режиму занятия. У нас был мальчик, который первые два-три занятия провёл за дверью, но ему было очень интересно, и я оставляла дверь слегка приоткрытой, чтобы он мог видеть, чем мы там занимаемся. Постепенно он убедился, что у нас безопасно, и стал заходить внутрь. Ещё через несколько занятий уже играл и с удовольствием выполнял задания. А бывают дети, которые с первого занятия забывают про родителей и чуть ли не выпроваживают тех за дверь, «чтобы не мешали».

- Каких результатов ждать родителям от раннего развития их ребенка? 

Основатель петербургского билингвального детского сада CDF Наталья Фесенко (Санкт-Петербург):

- Раннее развитие отличается от школьного и не должно оцениваться (похвала за успехи или же критика неудачи). Наиболее важным критерием раннего развития является сохранение и усиление познавательного интереса (когда ребёнок с удовольствием получает новые знания, пробует новое, не боится ошибаться), самостоятельность и инициативность в деятельности. Это те три кита, которые станут залогом успешного последующего обучения ребёнка.

Педагог раннего развития петербургского семейного клуба «МалышМаПы» (Санкт-Петербург), психолог Ирина Савицкая:

- Современные методы воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях и школах во многом требуют заблаговременной подготовки малышей. Например, к первому классу ребёнок должен уметь и читать и считать и логически мыслить. Раннее развитие позволяет ребенку уверенными шагами подойти к обучению в детском саду и школе, не бояться предметов и учителей, легко общаться со сверстниками, правильно воспринимать всю получаемую информацию, любить мир во всем его многообразии.

Психолог портала "Я-родитель" - проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях Сафонова Екатерина (Москва):

- Все те занятия, которые проводятся в подобных организациях, мама может проводить с ребёнком сама. Развитие мелкой моторики рук, рисование, лепка, пение, различные игры – гораздо лучше для ребёнка, если всем этим будет с ним заниматься мама, а не незнакомая тётя. Малыши очень привязаны к родителям, поэтому с большим удовольствием поиграют в игры с мамой и папой. Чем больше Вы подарите своему малышу любви, ласки и тепла, тем более гармонично он будет развиваться. Секрет успеха именно в любви, а не в авторских методиках.

Основатель Toy Couture Алексей Мельников (Москва):

- Не ждите каких-то результатов (это по большому счету перевешивание на ребенка собственных желаний), а просто сделайте окружающее пространство таким, чтобы у малыша появилось желание опробовать собственные силы и быть в них уверенным. И тогда он, повзрослев, скажет вам "спасибо". А это, наверное, и есть самый лучший результат для адекватных родителей.

Руководитель спортивного клуба СТАРТ Ольга Кочанова (Петрозаводск):

- Главным результатом раннего развития для меня является познавательный интерес. Если ребёнок хочет узнавать новое, готов пробовать, экспериментировать, задавать вопросы, значит, всё удалось. И неважно, может ли он читать в 4 года или нет.

Старший воспитатель дошкольного отделения школы №2065 Елена Клокова (Москва):

- Если развитие в раннем возрасте проходит не самотеком, а направляется и корректируется взрослым, то оно дает огромную базу для последующего обучения. Ребенок, с которым занимаются «с пеленок» готов усваивать, перерабатывать, преобразовывать информацию. Раннее развитие позволяет смело взаимодействовать с миром, пробовать себя в самых различных сферах, не боясь ошибок и неудач.

Психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов (Москва):

Самое главное – любите своего ребенка. Непоседливого или послушного, застенчивого или общительного, «отличника» или «троечника». Важнее не столько «раннее», сколько гармоничное и комплексное развитие всех сфер жизни ребенка, которое происходит к взаимному удовольствию детей и родителей.

Психолог, гештальт-терапевт For Happy Юлия Голубева (Москва):

- Благодаря посещению развивающих групп, малыши охотнее идут в садик и уже знакомы с понятием дисциплины. Они внимательно слушают педагога, с интересом выполняют задания, с уважением относятся к другим участникам группы и соблюдению очерёдности.

В раннем детстве крайне важна поддержка, которую мы получаем извне, и которая впоследствии трансформируется в нашу самоподдержку. А без нее героями не становятся.
И олимпийскими чемпионами – тоже. Подбадривайте своих малышей на новые свершения, поддерживая в моменты преодоления трудностей!

Подготовил Евгений Раи